Форум » » Взаимосвязь казаков и хазар » Ответить

Взаимосвязь казаков и хазар

dankovkazak: Как бы вы ответили, уважаемые читатели, на такой провокационный вопрос: почему в корне названия старейшего казачьего поселения на Дону – Кагальницкого городка – присутствует иудейские слово «кагал»? Этот вопрос был задан Михаилу Шолохову. Он ответил так: – Пока есть противостояние иудаизма и православия, мы не будем знать всей правды. Ни об истории казачества, ни об истории России. И шутливо добавил, обращаясь к задавшему вопрос правдоискателю: – Ищи! Может, найдешь правду. Казачья повадка помогает автору «Тихого Дона» уйти от однозначного ответа (что свидетельствует о том, что великий летописец казачества, сам, как известно, по происхождению иногородний, действительно проникся вольным казачьим духом). Однако вопрос, как говорится, интересный. Пока православие и иудаизм противостоят друг другу, простого ответа на него ждать не приходится. Как и ответа на вопрос, была ли в реальности Хазария, а если была, то какая. Вместо нее в российской историографии веками маячило что-то эфемерно-туманное, неразумное (прилипло пушкинское словцо!), непоправимо обрезанное (то есть отрезанное от отечественной истории: впали в иудаизм, значит, чужие). В новейшей историографии (от Гумилева до Кожинова) Хазария как бы воскресает из псевдобытия (есть и роман А. Байгушева на эту тему) и именно – как непримиримый враг, фатальный геополитический оппонент Руси. Эта оппозиция, я думаю, переносится в хазарские времена из времен позднейших, когда Русь действительно противостояла «востоку», – хазары оказываются как бы в роли прототатар. В реальности же ось напряжения проходила в доордынские времена не по линии Хазария – Русь, а по линии Хазария – Византия; Русь же, пластавшаяся между двумя этими силами, еще не была равновесным участником конфликта; она стала им позже – в результате борьбы с Ордой, но это произошло в эпоху, когда от Хазарского каганата остались одни воспоминания. Опять-таки: если писать историю «верхов»: историю царств и религиозных доктрин, – тогда каганат, сопоставляемый с княжеством или ханством, может играть роль альтернативы, а иудаизм, в который вросла хазарская «верхушка» за 250 лет до крещения Руси, вполне может быть символически предъявлен Владимиру Красно Солнышко в качестве искуса при выборе веры. Но если говорить об истории народов (а история народов кажется мне не менее интересной, чем история престолов и алтарей), так ведь кроме хазарской «верхушки», впавшей в иудаизм, были еще и пастухи, гонявшие стада от Дона до Арала, купцы, торговавшие по всему этому ареалу, ремесленники, чьи изделия по сей день археологи находят от Венгрии до Армении... Оставляю в стороне поэтический вопрос о том, прикрыла или не прикрыла Хазария Западную Европу от азиатских кочевников, и если прикрыла, то лучше или хуже это вышло для истории, потому что в пору, когда этот вопрос был для Хазарии актуален, Русь еще только проектировалась, а когда Русь (опять-таки по Пушкину) действительно заслонила Запад от Востока, Хазарии уже не было. Я думаю, что для истории России (именно – для истории народов, ее составивших) не менее существен другой вопрос: вот те самые хазары, неразумные, обрезанные, – куда они после исчезновения каганата реально делись? Как куда? Рассеялись по евразийским просторам. Слились с тюрками, которым, по А. Кестлеру, приходились кровной родней. Слились со славянами, которым тоже были не чужды. Слились с еврейскими общинами Западной Европы.., но это – обрезанная верхушка. Что же касается масс, то в пестрой массе хазарского населения, жившего под крышей каганата, превалировали (по свидетельствам мусульманских историков) два типа: «кара-хазары» и «ак-хазары», то есть «черные» (похожие на тюрок, а еще, как тогда считали, на индусов) и «белые» (рыжеволосые, светлоглазые, долговязые... На кого они похожи, решите сами). В общем, как собрался каганат из двунадесяти племен, так и рассыпался. Из кого собрался, пусть выясняют историки древности, а вот куда девался, это стоило бы выяснить историкам современности. Вот один из ручейков, выбившийся на поверхность: казаки мещерские. Диалект – смесь славянизмов и тюркизмов. На воротах – мезуза. Предпоследняя историческая затрещина получена от патриарха Филарета в 1619 году – за то, что в Смуту переметнулись к Лжедмитрию: за сей грех пришлось казакам из Мещеры передислоцироваться на Дон. Последняя затрещина – уже от советской власти, в ходе общего «расказачивания». Так что к середине ХХ века мало кто из этих казаков помнил, откуда они. Один – помнил. Восемнадцатилетний кавалерист 247-го Уссурийского казачьего кавполка, в 1943 году по совету отца «попросившийся в кавалерию». По совету того же отца, о своем «мещерском» происхождении благоразумно помалкивал. Однако со слов своей бабки Федоры Давыдовны (хорошее сочетание) знал много тюркских выражений. И еще знал, что значит его фамилия: Подоксик (возьмите карту Мещеры и найдите реку Подоксу). Участвовал казак в последней конной атаке ХХ века под Муданьцзяном. Служил в Советской Армии до 1954 года. Вышел в отставку в чине подполковника. Он-то и спросил Шолохова о Кагальницком городке. На правах знакомого. Потому что и Шолохов, в военные годы посетивший их полк, спросил, какие тот парень знает фамилии дореестровых казаков. Фамилии оказались такие: Алимов, Баскаков, Малкин, Бирюков, Бердников, Чурхин, Мелехов... Оставляя любителям ономастики распознание тюркских и славянских антропонимов в этом списке, раскрою один, для почитателей Шолохова особенно любопытный: Мелех – это царь. На иврите.

Ответов - 1

dankovkazak: Ишо: ХАЗАРЫ Небольшое предисловие от сыновей Азамата: Хазары одно из савирских племён, потомки савроматов, язык хазар — тюркский. Предки хазар — Савроматы, разговаривали на иранских языках (16) — кочевое племя, названное в Авесте Туранцами. Среди прочих Туранцев Савроматы отличались тем, что у них был матриархат. Античные источники называют савроматов иногда народом Амозонок. Аmazonkа (Амазонка) — это греческая транскрипция иранского слова Ama-Zana (Амазана), что означает ‘Правящие женщины’, само слово Sawromat (Савромат) значит ‘Всадников страна, Конный народ’. На тюркских языках этноним Амазана звучит как Cher-kyz (Черкес) (17), что значит ‘Царские девушки’. Степи к югу от Южного Урала были известны у парфян под именем Deshte Sawiran (Деште-Савиран) (18), что значит с иранских языков значит ‘Степь Всадников’, т.к. согласно одной из гипотез впервые человек приручил лошадей на Юж. Урале и в Прикаспии. Позднее Деште-Савираном была названа Аравия, возможно из-за того, что высоко ценились так арабские скакуны — аргамаки… Потомки Савроматов — Хазары — были не только иудеями по вероисповеданию, среди них были и мусульмане, и язычники-тенгриане, и православные и зороастрийцы. Ныне такого народа как хазары нет, но сохранились их потомки: 1. Среди тюркских народов: караимы (исповедуют Тору Моисея), часть карачаевцев (мусульмане), часть башкир (мусульмане), часть астраханских татар (мусульмане), часть чувашей (православные), 2. Среди кавказских народов: часть черкесов (мусульмане); 3. Среди славянских народов: терские казаки (православные), донские казаки, известные под именем Черкассы (православные); 4. Среди семитских народов: часть евреев-ашкенази 5. Среди иранских народов: часть парсов Индии (зороастрийцы), часть иран-зартоштцев См. Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб, Евразия, 2001, С. 16-23 http://www.kulichki.com/~gumilev/Rest/rest0401.htm См. Мэри Бойс. “Зороастрийцы. Верования и обычаи”. Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. М., Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1988, Гл. Хосров Справедливый http://avesta.tripod.com/Zoroastrianizm/Boyce/Boyce0009.htm См. Лев Гумилев. В поисках вымышленного царства. - М.: Наука. 1970, Гл. Трилистник мысленна древа. Земля Незнаема http://gumilevica.kulichki.net/SIK/sik05.htm См. Анатолий Макаров. Москва, 13 февраля 1995 года Народная библиотека журнала "Держава". Издание Международного фонда Славянской письменности и культуры, М., 1995 г., 16 стр. http://voskres.orthodoxy.ru/history/makarov.htm ____________________________________________ См. Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. СПб, Евразия, 2001, С. 16-23 Неясно другое, какой была судьба иудеев-хазар после разрушения их государства в XII или XIII веке? Источников по этой проблеме очень мало, зато в Средневековье существовало много хазарских поселений в Крыму, на Украине, в Венгрии, Польше, Литве. Общая картина, которую удается составить из фрагментарных сведений, указывает на процесс миграции хазарских племен и общин в те районы Восточной Европы — в основном, в Россию и Польшу, — где на ларе Нового времени было сосредоточено больше всего евреев. Некоторые историки делают из этого вывод, что значительная часть, а то и большинство восточного еврейства, а значит, мирового еврейства как такового, имеет хазарское, а не семитское происхождение. Далеко идущие последствия такой гипотезы объясняют осторожность, с какой историки подходят к этой проблеме, если вообще не избегают ее. Так, в «Еврейской энциклопедии» (Encyclopaedia Judaica) издания 1973 г. статья «Хазары» подписана Данлопом, однако есть и особый раздел «Хазарские иудеи после падения каганата», подписанная «Издателями» и определенно преследующая цель не раздражать тех, кто верит в догму «избранного народа». «Тюркоязычные караимы (фундаменталистская иудейская секта) в Крыму, в Польше и в других местах утверждают, что происходят от хазар, что находит подтверждение в их фольклоре, антропологии и языке. Существует немало свидетельств постоянного присутствия в Европе потомков хазар». Но насколько велико, в количественном выражении, это «присутствие» кавказских сынов Яфета в шатрах Сима? Одним из самых радикальных пропагандистов гипотезы о хазарских корнях еврейства является профессор средневековой еврейской истории Тель-Авивского университета А.Н. Поляк. Его книга «Хазария» была издана па иврите в Тель-Авиве в 1944 г. и переиздана в 1951 г. В предисловии он пишет, что факты требуют «нового подхода как к проблеме отношений между хазарским еврейством и другими еврейскими сообществами, так и к тому, как далеко мы можем идти, рассматривая это [хазарское] еврейство как ядро диаспоры евреев в Восточной Европе... Их потомки — и те, кто остался па месте, и те, кто эмигрировал в Соединенные Штаты и в другие страны, и кто подался в Израиль, составляют ныне ощутимое большинство мирового еврейства». Это было написано еще до того, как стал известен истинный масштаб Холокоста, однако факт остается фактом; ощутимое большинство выживших евреев всего мира имеют восточноевропейские — а значит, возможно, именно хазарские корни. Если это так, то предки их пришли не с Иордана, а с Волги, не из Ханаана, а с Кавказа, когда-то считавшегося колыбелью арийской расы, и генетически состоят в более тесном родстве с гуннами, уйгурскими и венгерскими племенами, чем с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Если это правда, то термин «антисемитизм» утрачивает смысл, становясь всего лишь следствием недопонимания между убийцами и их жертвами. Так Хазарская империя, контуры которой медленно проступают из тьмы прошлого, приобретает свойства жесточайшей мистификации, когда-либо затеянной Историей. «Аттила был, в конечном итоге, всего лишь владыкой в царстве шатров. Государство его исчезло — тогда, как презренный град Константинополь сохранил свою силу. Шатры пропадают, города остаются. Государство гуннов было смерчем...» Востоковед XIX века Кассель, написавший эти строки, полагал, что хазар постигла та же участь — по тем же самым причинам. Однако присутствие гуннов в Европе продлилось каких-то 80 лет(1), а Хазарский каганат продержался чуть ли не четыре века. Хазары тоже жили в шатрах, но имели наряду с шатрами крупные городские поселения и превратились из племени воинов-кочевников в народ земледельцев, скотоводов, рыбаков, виноградарей, торговцев и опытных ремесленников. Результаты исследований советских археологов свидетельствуют о существовании развитой культуры, не имевшей ничего общего с «гуннским смерчем». Найдены остатки поселений, тянувшихся на несколько миль, где дома были связаны крытыми переходами с большими хлевами, овчарнями и конюшнями, имевшими размер от 3-3,5 до 10-14 метров крышами на опорах. По остаткам плугов, в которых запрягали быков, можно судить о замечательном мастерстве их создателей; о том же говорят сохранившиеся предметы материальной культуры — пряжки застежки, украшения седел. Особенный интерес представляют ушедшие глубоко в землю фундаменты кольцевых построек. По сведениям советских археологов, их находят на всей территории обитания хазар и относятся они к более раннему периоду, чем «нормальные» четырехугольные сооружения. Круглые дома символизируют, несомненно, переход от переносных, куполообразных шатров к постоянному жилищу, от кочевого к оседлому, вернее, полуоседлому существованию. Арабские источники того времени утверждают, что хазары жили в своих городах, даже в столице Итиль, только зимой, а с наступлением весны свертывали шатры, покидали дома и уходили вместе с крупным и мелким рогатым скотом в степи либо разбивали лагеря рядом со своими полями и виноградниками. Раскопки также демонстрируют, что в поздний период каганат был окружен линией фортификационных сооружений, возведенных в VIII-IX вв., защищавших северные границы степного пространства. Крепости эти образовывали полукруг, тянувшийся через низовья Донца, Дона и Волги. С юга Хазария была защищена Кавказским хребтом, с запада Черным морем, с востока Хазарским морем — Каспием(2). Однако линия крепостей представляла собой всего лишь внутренний круг, оборонявший постоянное ядро хазарских земель; граница их владычества над северными племенами была непостоянной и зависела от результатов войн. На пике могущества они контролировали или собирали дань более чем с тридцати народностей и племен, обитавших на обширных территориях между Кавказскими горами, Аральским морем, Уральскими горами, городом Киевом и в причерноморских степях. К подчиненным хазарам народам принадлежали булгары, буртасы(3) , гузы, венгры, готские и греческие колонии в Крыму и славянские племена в лесостепях Поднепровья . Хазарские армии заходили и дальше, проникая в Грузию, Армению и Арабский Халифат до Мосула. По словам советского археолога М. И. Артамонова, до IX века не мог соперничать с хазарами, владычествовавшими над северным Причерноморьем, прилегающими степями и лесами Приднепровья. На протяжении полутора веков хазары были полноправными владыками южной половины Восточной Европы и образовывали могучий бастион, запирая урало-каспийский проход из Азии в Европу. Все это время они отражали набеги кочевых племен с Востока(4). Если взглянуть с высоты птичьего полета на историю великих кочевых империй Востока, то Хазарский каганат занимает промежуточное положение во времени, по размерам и по уровню культуры между предшествовавшими ему гуннами и аварами, с одной стороны, и Монгольской империей, с другой. Какими же были эти удивительные люди — удивительные как своим могуществом и достижениями, так и переходом в религию парий? Дошедшие до пас описания взяты из источников, враждебных хазарам, и потому не могут приниматься за чистую монету. «Хазары, — пишет арабский хронист, — живут на севере населенных земель, ближе к 7-му климату, под созвездием Плуга. Земля их холодная и сырая. Потому лицом они белы, глазами сини, волосы у них больше рыжие и вьются, телом они крупны, а нравом холодны. Народ сей дик». После века войн арабский автор не испытывал к хазарам особой симпатии. Не испытывали ее и грузины с армянами, чьи страны, гордившиеся гораздо более древней культурой, хазарские всадники то и дело опустошали. В грузинской хронике они, согласно старой традиции, отождествляются с полками Гога и Магога, ибо это «дикари со страшными лицами и нравом диких зверей, пьющие кровь». Армянский историк Моисей Каганкатваци ужасается «безобразной, гнустной, широколицей, безресничной толпой, в образе женщин с распущенными волосами». Наконец, географ Истахри, чье сочинение является одним из важных арабских источников по интересующей нас теме, говорит следующее: «Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд — белые, красивые и совершенные по внешнему виду(5). Звучит более лестно, но только усиливает непонимание. Дело в том, что у тюрок было принято называть правящие группы, роды — «белыми», а низы «черными» людьми. Поэтому нет оснований считать, что «белые болгары» были белее «черных» или что «белые гунны», вторгшиеся в V и VI веках в Индию и в Персию, были более белокожими, чем другие племена гуннов, завоевавшие Европу. Темнокожие хазары Истахри, как и многое другое из того, что написал он и ему подобные «очевидны», — порождение беспочвенных легенд; да и мы продвинулись немногим дальше в том, что касается облика хазар и их этнического происхождения(6). На последний вопрос можно ответить только в самых общих чертах. Но не менее обескураживающим будет результат, если попробовать выяснить происхождение гуннов, аланов, аваров, булгар, венгров, башкир, буртасов, сабиров, уйгуров, сарагуров, оногуров, утигуров, кутригуров, тарниаков, котрагаров, кабаров, забендеров, печенегов, гуззов, команов и десятков других племен и народностей, пути которых пересекались за время существования Хазарского каганата с маршрутами хазарских кочевий. Даже гунны, о которых известно гораздо больше, появились неизвестно откуда; их название, видимо, происходит от китайского слова hiung-nu, обозначавшего всех воинственных кочевников, тогда как другие народы называли «гуннами» все кочевые орды без разбору, включая вышеназванных — «белых гуннов», а также сабиров, венгров и хазар(7). В 1 веке н.э. китайцы оттеснили неспокойных соседей-гуннов на запад, что положило начало очередной лавине из тех, что на протяжении веков прокатывались по Азии в западном направлении. Начиная с V века ко многим таким племенам, устремлявшимся на запад, применяли общее наименование «тюрки». У этого слова тоже, видимо, китайское происхождение (восходящее к названию некоего холма); впоследствии так стали называть все племена, говорившие на родственных языках (тюркская языковая группа). Таким образом, термин «тюрки» в том смысле, в котором он употребляется средневековыми авторами, а нередко и современными этнологами — относится, скорее, к языку, чем к расе. В этом смысле гунны с хазарами были «тюрками»(8). Хазарский язык, как предполагают, отчасти сохранился в современном чувашском языке, который относится к булгарской группе тюркских языков(9). Считается, что чуваши являются потомками булгар, говоривших на наречии, схожем с хазарским. Однако все эти связи весьма приблизительны и основаны на предположениях филологов-востоковедов. Все, что мы можем с уверенностью сказать, — это то, что хазары были «тюркским» племенем, появившимся из азиатских степей примерно в V в. нашей эры. Происхождение слова «хазары» и все восходящие к нему новообразования также дают пищу для изобретательных предположений. Скорее всего, слово произошло от тюркского корня «газ», что значит «странствовать», и собственно «кочевник». Для неспециалистов гораздо интереснее современные слова-потомки этого слова: русские казаки и венгерские гусары(10), те и другие — воины-всадники…(11). И даже немецкое слово Ketzer — еретик и, впоследствии, еврей. Если эти рассуждения верны, то выходит, что хазары сильно повлияли на воображение различных средневековых народов. В некоторых персидских и арабских хрониках можно занятное сочетание легенд и слухов. Начинаться они могут с сотворения мира. Так, арабский историк IX в. Якуби прослеживает историю хазар до библейского Яфета, третьего сына Ноя. Возведение родословной того или иного народа к потомкам Ноя — традиционная тема в средневековой литературе(12) хотя встречаются и другие легенды, связывающие хазар то с Авраамом, то с Александром Македонским. Одно из наиболее ранних фактических свидетельств о хазарах содержится у сирийского хрониста «Захария Ритора», писавшего в середине VI в.(13). Хазар он упоминает в списке народов, населяющих Кавказ. Судя по другим источникам, они заявили о себе столетием раньше, причем в тесной связи с гуннами. В 448 г. византийский император Феодосии II направил к Аттиле посольство, включив в него знаменитого ритора по имени Приск. Тот подробно записывал не только дипломатические переговоры, но и все, что касалось придворных интриг и событий на пышном приеме у Аттилы; оказавшись превосходным собирателем сплетен, он оставил нам одни из главных источников сведений об обычаях и привычках гуннов. Не скупится Приск и на анекдоты об одной народности, покоренной гуннами, которую называет «акатцирами» — скорее всего, речь идет об «ак-хазарах», или «белых хазарах» (в отличие от «черных» — кара-хазар)(14). Приск свидетельствует, что византийский император пытался переманить этот воинственный народ на свою сторону, но алчный хазарский вождь по имени Каридах счел посулы недостаточными, и примкнул к гуннам. Аттила нанес поражение вождям, враждовавшим с Каридахом, сделал его полновластным правителем акатциров и пригласил к себе в гости. Каридах многословно поблагодарил приглашение, но заявил, что трудно смертному смотреть в лицо богу. Нельзя смотреть на солнечный диск, тем более в лицо величайшему из богов, не рискуя обжечься». Аттила был польщен, и не отнял у Каридаха право на власть. Хроника Приска подтверждает, что хазары появились на европейской сцене примерно в середине V века в качестве народа, подвластного гуннам, и могут рассматриваться, наряду с венграми и другими племенами, как позднее ответвление от орд Аттилы. Крушение империи гуннов после смерти Аттилы — образовало в Восточной Европе вакуум власти, куда волнами устремились с востока орды кочевников, среди которых выделялись уйгуры и авары. Хазары в то время как будто довольствовались набегами на закавказские земли Грузии и Армении, захватывая богатую добычу. Во второй половине VI в. они стали доминирующей силой среди северокавказских племен. Многие из этих племен — сабиры, сарагуры, самандары, баланжары и другие — перестают с той поры упоминаться в источниках под своими именами: их либо подчинили, либо поглотили хазары. Самое упорное сопротивление было оказано могущественными булгарами, но и они потерпели сокрушительное поражение (примерно в 641 г.), вследствие чего племенной союз раскололся на две части. — Одна мигрировала на запад, к Дунаю, в область нынешней Болгарии, другая — на северо-восток, на Среднюю Волгу, оставаясь в подчинении у хазар. Ниже еще неоднократно будет сказано о дунайских болгарах и о волжских булгарах. Прежде чем образовать суверенное государство, хазарам пришлось побывать под властью ещё одной недолговечной державы — так называемой Западно-Тюркютской империи, или Тюркютского ханства. Оно представляло собой конфедерацию племён, которые удерживал вместе правитель-каган(15)… Примечание от Артура Кестлера и от издателей: 1) Примерно с 372 г., когда гунны двинулись из сeвepo-каспийских степей на запад, до смерти Аттилы в 463 г; 2) До наших времен у мусульман, помнящих ужас арабов перед хазарскими набегами, Каспийское мире, столь же ненадежное, как и кочевники, также угрожающее их степям, называется ‘Бахр-уль-Хазар’ — Хазарское море; 3) Согласно сведениям ал-Масуди, «хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас; вдоль нее живут оседлые тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. (...) Буртасы — тюркскоe племя, которые живут па реке, названной по их имени. Из их страны идут шкурки черных и рыжих лисиц, называемые буртаси. Одна черная шкурка достигает цены в 100 динаров или даже больше; рыжие дешевле в цене. Арабские и персидские цари гордились черными мехами, которые они ценили дороже, чем мех соболей, фанак (куниц) и других подобных зверей» (цитата по: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963, с. 196). В персидской космографии XIII в. Сообщается: «Буртас. Благословенное место. Его товары: рыжие лисицы с густой шерстью, рабы и красивые рабыни»(«Чудеса мира». 401). См. также: Афанасьев Г. Е. Буртасы//Исчезнувшие народы. М., 1988; Добродомов М. Г. Этимология этнонима буртас//Ономастика Поволжья. Вып. 5 Саранск 1986; Калинина Т. М. Восточная Европа в представлениях Истахри, Ибн Хаукала, ал-Масуди (в связи с проблемой буртасов)// Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. Тезисы к межобластные конференции. 23-27 января 1990 г. Пенза, 1990; Коновалова И.Г. Сведения о буртасах в «Географии» Ибн Са'ида//Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. Тезисы межобластной конференции. 23 — 27 января 1990 г. Пенза, 1990. 4) Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. 5) Перевод цит. по: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X М., 1962, с. 137. 6) С мнением А. Кестлера следует согласиться. Ср.: Гинзбург В.В. Антропологические материалы к проблеме происхождения населения хазарского каганата//Сборник Музея антропологии и этнографии. М.-Л., 1951, с. 309, 416. 7) Любопытно, что британцы во время Первой мировой войны использовали словечко «гунны» в традиционном пренебрежительном значении, тогда как у меня на родине, в Венгрии, школьников учили патриотическому почтению к «славным предкам-гуннам». Элитный гребной клуб в Будапеште назывался «Гунния», а Аттила — по-прежнему популярное имя; 8) Это не относится к венграм, чей язык принадлежит к финно-угорской языковой группе; 9) О языке чувашей как остатке булгаро-хазарской группы языков писал Н. Я. Марр, см.: Марр II. Я. Избранные работы. М.-Л., 1935. Т. 5, с. 334, 336. 10) По мнению М, Фасмера, слово гусар в русском появилось через польское заимствование из венгерского Huszar от h’ezg «двадцать», потому что по венгерским законам из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом (М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Т. I, с. 477. 11) Гусар — это вероятно, заимствование из греческого через сербско-хорватский, но в основе опять-таки этноним ‘Хазар’; 12) Анонимный арабский автор «Сокращенного изложения диковинок» — пишет: «Рассказ о Йафете, сыне Нуха. Что касается потомков Йафета, сына Нуха, то авторы летописей сказали, что всего существует семьдесят два языка, из них тридцать семь принадлежат потомкам Йафета, двадцать три — потомкам Хама и двенадцать — потомкам Сама, и они сообщил что у Йафета было всего тридцать семь сыновей и каждый них имел свой язык, на котором говорил он и его потомство. И были в части, принадлежавшей потомкам Йафета, Арминйа и то, что граничит с ней со стороны проходов в горах, числа — ал-Ишбан, ар-Рус (русы), ал-Бурджан, ал-Хазар, ат-Турк, ас-Сакалиба (славяне), Йаджудж и Маджудж, Фарс, Мазнан (мидийцы?), жители островов моря, ас-Син, ал-Булгар и другие бесчисленные народы». Далее следует «рассказ о царстве «ат-Турк»; возможно речь идет о Тюркском каганате, либо же о тюркских племенах, кочевавших в Юго-Восточной Европе. Анонимный автор упоминает также хазар, исповедовавших иудейскую религию. «Что касается ат-Турк, то они происходят из рода Йафета, сына Нуха, да будет мир над ним, и их виды многочисленны, и они владеют городами и крепостями, и среди них есть народ, живущий на вершинах гор и в степи в войлочных палатках, и нет у них другого занятия, кроме охоты, и тот, который не охотиться, убивает свою лошадь, берет ее кровь и жарит её, и они едят ястребов, воронов и других птиц. У них нет религии, и среди них есть такие, кто обратился в иудейство. Самый старший их царь — хакан, он имеет трон из золота и золотую корону, и его пояс также сделан из золота, и их одежда из шелка, и говорят, что величайший их владыка почти не является перед ними, и если он предстает перед ними, никто не стоит перед ним, и они отличаются коварством, злобой, силой и храбростью» (цит. по: Крюков В. Г. Сообщения анонимного автора «Ахбар аз-заман» («Мухтасар ал-аджаиб») о народах Европы//Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. М., 1981. М., 1983, с. 206-207). 13) В действительности текст принадлежит перу анонимного переписчика, назвавшего автором более раннего греческого историка, чей труд он перерабатывал; 14) Об «аккацирах» упоминает спустя век и Иордан, великий готский историк, а так называемый «географ из Равенны» определённо отождествляет их с хазарами. С ним согласны почти все современные специалисты. Заметным исключением был Маркварт, но Данлоп опровергает его взгляды. Кассель, например, указывает, что в произношении и в написании Приск следует за армянами и грузинами, называя хазар — «хазирами»; 15) Каган, хакан и т.д. Востоковеды пишут этот титул по-разному. Я буду придерживаться варианта «каган» как наиболее привычного для глаза западного человека. Впрочем, звук «х» очень распространен и в хазарском языке. Примечание от сыновей Азамата: 16) Савроматы — древний ираноязычный народ, амазонки Геродота, поскольку у савроматов наблюдался матриархат. Тогда почему, возможно спросите Вы, потомки савроматов — савиры (хазары) разговаривали на тюркских языках? И тут нам просто необходимо упомянуть о трёх версиях происхождения тюркского языка. а)Тюркский язык возник у туранцев (кочевых иранцев) в результате их войн, браков с алтайскими племенами. В конце 1 тыс. до н.э. — тюркский язык хунну — язык войн, дипломатии, рынка в Центральной Азии. б)Тюркский язык — Автохтонен для европеоидных племён Центральной Азии, которые обитали там со времён верхнего палеолита — т.е. для ди, дили(теле), динлинов и усуней(?). Ди, дили(теле, уйгуры), динлины — ди-ские племена. в)Дж. Киекбаев — специалист в уралоалтайских языках доказывал, что древнетюркский зональный язык возник на Юж. Урале и автохтонен для Юж. Урала. Вероятно предки ди-ских племён: ди, дили(уйгуров), динлинов и усуней(?) обитали на Юж. Урале, а потом мигрировали в эпоху верхнего палеолита в Центральную Азию (Современную Монголию и прилегающие к ней регионы). Динлины, ди, дили(теле) и усуни(?) принесли с собой с Юж. рала и Прикаспия в Центральную Азию свой коренной тюркский язык в эпоху верхнего палеолита. Если языки древних ди, дили(теле), динлинов вероятнее всего были древнетюркскими, то каким был язык древних усуней под вопросом. Если подтвердится мнение, что тюркский язык для южных степей Восточной Европы не автохтонен, то вот наше мнение относительно того, почему кочевые иранцы сменили язык на тюркский: …Многие туранские (непринявшие религию Заратуштры иранские племена) к началу нашей эры многие стали говорить на тюркских языках. Во 2 в. савроматы приняли тюркский язык от хунну. Кочевники-степняки, как воины — почитали силу, мужество. В Прикаспий хунну прибыли без женщин, т.к. редкая хуннка могла выдержать столь длительный переход от Талласа до Прикаспия за столь короткий промежуток времени. 20-30 тыс. неукротимых хуннских храбрецов, ушедших на запад в отличии от своих сородичей-обывателей, оставшихся в Средней Азии - малосильных хунну, дорожили такими абстрактными понятиями как: свобода, независимость. 20-30 тыс. неукротимых хунну, ушедших в 155 г. н.э. от Таншихая-сяньбийца - заставили уважать себя. Туранцы (кочевые иранцы) стремились подражать хуннам… 20-30 тыс. неукротимых хунну – капля в степном ираноязычном море — тридцать тысяч хунну оказалось достаточно, чтобы к приходу князей Ашино (557 г.н.э.) — евразийская степь заговорила по-тюркски… Тюркский язык – в основе своей, намного легче иранских языков, в тюркских языках очень простая схема. А так как туранцы не обладали письменностью, то свои родные иранские языки утратили, так как чтобы не заимствовать НУЖНО ОБЛАДАТЬ СВОЕЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ. У ТУРАНЦЕВ ЕЁ НЕ БЫЛО…, зато у туранцев было уважение к неукротимым хунну. Плюс к этому хунну, владели рунической письменностью, которую по-видимому создали со времён Шан-Вэя (отсюда по-видимому титул хуннских правитилей – шаньюй). Руническое письмо тюрков ныне сохранилось в тамгах всех тюркоязычных народов… ______________________ 17) НЕМНОГО ОБ ЭТНОНИМЕ CHERKYZ (ЧЕРКЕС) Этноним Черкес в различных вариациях, Черкес, Кыргыз, Черкиз, Черкасс, Иркыз, Серкеш и др. — весьма распространён. Так черкассами называют донских казаков, черкизами называли татар половецкого (кипчакского) происхождения, кыргызами — древних белых тюрков Енисея, потомков европеоидных динлинов. От западной ветви динлинов происходят и кипчаки-куманы(половцы). В эпоху средневековья названия кыргызы, кыргыз-кайсаки, кара-кыргызы закрепилось за некоторыми тюркоязычными племенами Средней и Центральной Азии. Родовые подразделения и племена с названием Черкес, встречается под собственным именем, а также в различных вариациях и транскрипциях у многих тюркских народов мира… 18) НЕМНОГО О ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ СТЕПИ ОТ САЯН ДО ДУНАЯ После переселения с востока тюркских кочевников — кипчаков-куманов (половцев) название Деште-Савиран сменилось на Deshte-Kypsak (Деште-Кипчак), а после монгольского нашествия в 13 веке, топоним Деште-Савиран сменился на Kazakstan (Казакстан, Казачий стан). Ныне Казакстаном (Kazakhstan, Казахстаном) название одного из независимых тюркских государств. Казаками (касогами) у половцев назывались простые, рядовые воины. Когда половецкая знать (уздени) была или истреблена монголами или ушла к правителям других народов, в степи остались рядовые, простые свободные воины половцев — казаки… Сейчас казаками называют православных степняков, говорящих на славянских языках, а также некоторые племена в составе тюркских народов. К этнонимам Kazak, Cossack (Казак) относится и самоназвание казахов — Kazak, Kazakh, Kazah (Казак, Казах) — хотя у казахов Казаками первоначально назывались лишь некоторые племена, потомки половцев-кипчаков. ХАЗАРЫ-ЗОРОАСТРИЙЦЫ См. Мэри Бойс. “Зороастрийцы. Верования и обычаи”. Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. М., Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1988, Гл. Хосров Справедливый В Карнамаге (с. 19—20) Хосров также рассказывает о том, как ему добровольно покорилась часть хазар (именно тюрки угрожали теперь Ирану на севере). Он поселил их внутри страны, поручив им охрану границ в этой области. Затем он продолжает: “Я приказал построить храмы нашим жрецам. Я поручил им научить тюрок, подчинившихся нашей власти, тем прямым пре имуществам, которые приносят покорность царям и этом мире и награды, следующие за это, в загробной жизни. Я повелел им внушить тюркам обязанность любить нас, быть праведными и верными, воевать с нашими врагами; и [я попросил их] обучить молодых людей нашим верованиям и обычаям”. Хотя приказ этот и объяснялся в первую очередь политическими мотивами, очевидно, никаких возражений против принятия этих неиранцев в число зороастрийской паствы не имелось, если, разумеется, они соответствующим образом были бы обучены и принимали новую веру охотно. ХАЗАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ И ХАЗАРЫ-ПРАВОСЛАВНЫЕ См. Лев Гумилев. В поисках вымышленного царства. - М.: Наука. 1970, Гл. Трилистник мысленна древа. Земля Незнаема В долинах Дона и Терека жили потомки православных хазар, а их мусульманские соплеменники населяли дельту и пойму Волги. В Прикубанье обитали ясы (осетины) и касоги (черкесы), еще не оттесненные в Кавказские горы. На берегах Черного моря держались готы-тетракситы. Левый, степной берег Волги контролировали камские булгары, а правый, горный - мордва и буртасы. Все эти народы были оседлыми. Кочевники занимали только водораздельные массивы Степей, но и они не были едины. Торки, берендеи и черные клобуки (каракалпаки) жались к русской границе, страшась подлинных степняков - половцев. ХАЗАР-ЯЗЫЧНИКИ (ТЕНГРИАНЕ) И ХАЗАРЫ-ИУДЕИ См. Анатолий Макаров. Москва, 13 февраля 1995 года Народная библиотека журнала "Держава".Издание Международного фонда Славянской письменности и культуры, М., 1995 г., С. 16 Власть хазар держалась на мощной военной силе и на глубоком почитании и уважении, какой пользовался хазарский каган у тюркских и других кочевых племен. Хазарский каган, как и все каганы тюрок, происходил из рода Ашина. В глазах хазар-язычников и других тюрок и кочевников каган был окружен ореолом божественной силы, присущей его предкам, владыкой огромного государства. У кагана было 25 жен из дочерей подвластных хазарам правителей других народов и 60 наложниц. Он был залогом благополучия народа. В случае большой опасности от врагов, хазары выводили кагана, увидев которого враги тотчас обращались в бегство. При каком-либо несчастии — засухе, голоде или поражении на войне, считали, что это произошло из-за духовной немочи кагана. Тогда народ и знать могли потребовать убить кагана. По существовавшему у тюрок обряду, при возведении нового кагана на престол ему набрасывали на шею шелковую петлю и давили до тех пор, пока он не начинал задыхаться. Тогда его спрашивали: сколько лет он желает царствовать? Когда полузадушенный каган называл то или иное число, тогда его возводили на престол. Если, процарствовав названное им самим время, каган не умирал, его убивали. Каган не мог царствовать более 40 лет. По истечении этого срока его убивали, так как, по убеждению хазар, его ум слабел и рассудок расстраивался, его божественная сила ослабевала, и он не мог приносить пользу своему народу. Хазары воздавали почтение не только кагану, но и его могиле. Хоронили кагана под водой, сооружая над его могилой надгробие. В начале VIII века Хазария пользовалась большим влиянием среди соседних стран. Византийский царь Юстиниан II, скрываясь у хазар от преследования, в 695 году женился на сестре кагана, получившей в крещении имя Феодоры. А сын императора Льва Константин в 732/733 годах женился на дочери кагана, принявшей в крещении имя Ирины. Сын последнего был известен на византийском престоле как Лев Хазар. Во второй половине VIII века каган выдает своих дочерей за мусульманского правителя Армении (752/753) и правителя Абхазии. Однако уже в это время в Хазарии происходят важные перемены как в государственном устройстве, так и в общественном и религиозном положении. Примерно в 730/731 году один из знатных людей Хазарии Булан обращается в иудейскую веру ([2], с. 276). При этом обращение Булана связывается с захватом города Ардебиля в Азербайджане. В то время хазарский каган умер и правила страной его мать Паребит. По предположению М. И. Артамонова, наследник престола был еще молод и его опекуншей была Паребит ([2], с. 217). Согласно рассказу хазарского царя Иосифа, жившего в середине Х в., который приводится в его письме к испанскому иудею Хасдаю ибн Шафруту, обращение Булана в иудейскую веру произошло чудесным образом. После этого Булан, по внушению свыше, решил выстроить храм и чтобы добыть для этого необходимые сокровища, совершил набег в Ардебиль ([2], с. 269). Возвратившись с большой добычей, он соорудил шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенник и священные сосуды. Первое обращение хазар в иудейство, как полагают исследователи, произошло в Дагестане, где находилась первоначально древняя Хазария. Обращение, по преданию, произошло в пещере, где хранились священные книги иудеев и где они праздновали субботу ([2], с. 273). По другим известиям князь хазар, принявший новую веру, получил по обращении имя Сабриель ([2], с. 270). По известию царя Иосифа, тогда же Булану удалось обратить в новую веру кагана и других хазарских князей ([2], с. 269). Последнее большинство ученых считает маловероятным. Дей-ствительно, для обращения верховного правителя государства или народа должны произойти какие-то важные события, вынудившие его на такой шаг. На этом основании многие ученые относят принятие хазарами веры к началу IX века ([2], с. 280) или к последней четверти VIII века ([6], с. 151), ссылаясь на первые известия о принятии иудаизма каганом у арабских писателей. Известный исследователь Хазарии Д. Данлоп пришел к выводу, что около 740 года хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800 году — раввинский ([6], с. 150). Есть однако возможность объяснить это различие во времени принятия иудаизма хазарами, учитывая положение иудеев в VIII-IX веках среди других народов и вер, обязывавшее их скрывать свою веру. Об этом говорит и предание о пещере, где Булан был вынужден принять новую веру. Литература 1. Повесть временных лет. М.-Л., 1950. 2. Артамонов М.И, История хазар. Л., 1962. 3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949. 4. Мавродин В.В. Древняя Русь, Л., 1946. 5. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. 6. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. 7. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. 8. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…



полная версия страницы