Форум » » ''Остров'' в океане бездуховности » Ответить

''Остров'' в океане бездуховности

dankovkazak: Когда стало известно, что режиссер Павел Лунгин снял фильм на религиозную тематику, мне стало немного не по себе. Личность режиссера к этому очень сильно подталкивала. В свое время Лунгин снял фильм "Олигарх", прославлявший Березовского, а также, хотя и отмеченный в Каннах, но от этого не менее "чернушный" фильм "Свадьба" - о жизни российской глубинки. Были опасения, что и в этот раз Лунгин может сотворить нечто в стиле испанского режиссера Педро Альмодовара, который много снимает кинофильмов на, скажем так, тему церкви (католической). Но Педро не был бы Педро, если бы все священники и монахи у него не оказывались гомосексуалистами и педофилами. С учетом того, что на кинофестивалях Альмодовар за подобного рода фильмы гребет призы двумя руками, а либеральная интеллигенция провозгласила его "живым классиком", опасения, что Лунгин пойдет по протоптанной дорожке, становились очень даже обоснованными. Во время просмотра лунгиновского фильма “Остров” все время грызло непреодолимое чувство тревоги: вот сейчас режиссер что-нибудь этакое грязновато-пошлое "ввинтит" в фильм. Тревога пропала только тогда, когда по экрану поползли титры. Захотелось вытереть пот со лба и сказать: "Ух ты! Есть! Есть первый православный фильм в новейшем отечественном кинематографе!" О чем кино? Об искуплении грехов. Сюжет прост: во время войны матрос и капитан советской баржи попадают в плен к немцам. Матрос молит о пощаде, и немцы предлагают ему выбор: если он застрелит капитана, то останется жив. Смалодушничав, матрос стреляет. Капитан падает за борт. Немцы уплывают, оставив моряка на барже, предварительно ее заминировав. Раздается взрыв, и за бортом - уже матрос. Его в бессознательном состоянии течением прибило к острову, на котором находится монастырь. Матроса спасают монахи, и он остается с ними. Середина семидесятых годов. Матрос превратился в отца Анатолия (Петр Мамонов), монаха, который тяжело переживает свое давнее малодушие и пытается искупить вину постоянными молитвами и послушанием на самых тяжелых и грязных работах. Со временем он удостаивается от Бога дара прозорливости и исцеления. К измазанному угольной сажей от работы в котельной, практически беззубому старику тянутся люди за советом и исцелением. Чудеса, совершаемые отцом Анатолием, не фееричны: всего лишь усердная молитва перед иконой - и больше никакой атрибутики, пиротехники и спецэффектов. Собратья по монастырю, настоятель отец Филарет (Виктор Сухоруков) и отец-эконом отец Иов (Дмитрий Дюжев), не во всем сначала принимают подвиг отца Анатолия, совершаемый через юродство, но тем не менее, относятся к нему с симпатией и любовью. Незадолго до кончины отца Анатолия на остров приезжает адмирал, дочь которого страдает одержимостью. Адмирал возил ее по всем психиатрам и невропатологам, но те не смогли помочь девушке. Старец изгоняет беса из адмиральской дочери, и ему открывается, что адмирал - тот самый капитан, в которого много лет назад по малодушию и трусости он стрелял. За это монах просит у адмирала прощения и получает то, что с юных лет православные просят у Господа, "безболезненной, мирной, непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Суде". Отец Анатолий знает дату своей кончины и готовится к ней. Хоронят его по завещанию на любимом им острове, недалеко от монастыря, где старец долгие годы проводил в молитве. В фильме мало действия, но много хорошей актерской игры. И Дюжев, и Сухоруков, и Мамонов сыграли настолько органично и хорошо, что, кажется, будто это настоящие монахи, зачем-то снявшиеся в кино. Все герои фильма показаны с любовью, каждый из них в меру своих сил и разумения совершает борьбу со своими немощами. Это и есть церковь, которая лечит духовно страждущих. Господь дает возможность обратиться к нему даже самому страшному грешнику в надежде на прощение грехов. Что весьма важно, фильм не впадает в слащавую лубочность: все люди, все имеют свои грехи, от них страдают и по мере возможности пытаются получить прощение. Это не столько реальность, сколько притча об искуплении, рассказанная посредством кино. И слава Богу, что попытка Лунгина оказалась удачной. Хочется надеяться - не последней. В том океане бездуховности, которым является современный кинематограф, такие "Острова" крайне необходимы. Донецкий кряж, № 2358 от 01.12.2006 Алексей ИВАНОВ

Ответов - 0



полная версия страницы