Форум » » ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВА » Ответить

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВА

dankovkazak: На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское время, доминирует в представлениях большинства неказачьего населения и закрепилась в общественном сознании десятилетиями школьного преподавания. В данном случае казачество рассматривается как безусловно русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги) выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др. Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители "казачьей науки", вольноказачье движение и др., считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие. Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной исключительности казаков. Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий: - А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев). - По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях. - Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам. - Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков. - И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие". - В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений. - Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает полиэтничность происхождения казачества. - Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. - О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования". - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории. 11 - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества. - Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы. В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине. По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел. Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков. Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан, около лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко. Н.И.Костомаров считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с бродниками, которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места. Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А.Щербина. Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков..." А.С.Пушкин и М.К.Любавский считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: "Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей". А.П.Певнев видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды. Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра. По его мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безженства... и русское поколение ... остаться хозяином союза". С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам монголо-татарских войск - бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи находятся затем на регулярной службе у татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, переходят на службу русским князьям, становясь особым родом войск. И, наконец, по мнению И.М.Каманина казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории". Мнение автора состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения.

Ответов - 2

CARMAT: (й)азак- Авангард................(одно из нескольких значений) МОНГОЛЬСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ........ .....кА(О)зачество....появилось вместе с государством..(Во времена Ольги и Святослава)...получило Православие...вместе с государством..(Во времена Владимира и Ярослава)...и оказалось ....наверняка..в долгий период...нашествий....и ига..... предано.....брошено(как угодно)...этим же государством......Ну....а дальше....все предельно просто.....Не востребованный(брошенный на произвол.....по сути....без средств... господдержки...и под постоянным давлением извне...) ратный люд множества "станиц"....разбросанных по всему периметру Руси с Северо-запада до юга.....и на Северо-восток( не нужно забывать о том, что на плечах у кАзаков-станичников-погранцов....семьи...жены....дети...)...переживает общий кризис.....в принципе...одинаково....хоть за... 1000 лет назад.....хоть сегодня.....Идет....по сути выживание....и реальное становление( в экстрим.условиях)....Вольного казачества.....Совершенствование принципов системы самоуправления...... До поры до времени.....думается... так называемое "иго" было выгодно для князей и князьков....с ПАЙЦЗОЙ на груди........Эдак...до 1380 года, наверное.......Ведь настоящее ИГО....оно для простого люда....-ИГО!!!!!............?Ибо.....нужно платить чуть ли ни две дани......монголу и князю....да еще одну...дань-.....десятину.....наверное....тоже.....Хотя...на счет десятины....в период ига я точно не уверен...... Не прослеживаются ли некоторые....аналогии ....во всей этой "кухне".....с современной ситуацией.....?! Я думаю.....именно отказ( отчасти вынужденно-бездумный)....раздробленного князьями....гос-ва ....от ратников....хранивших периметр Руси....и есть часть той причины, по которой этот кусок истории был просто вымаран ....ибо это.....есть....ПОЗОР...(...Державность....от Рюрика.....какой-то ХРОМОНОГОЙ получалась от этого....видимо...) Думаю......они ( и князья....и бесермены)побаивались кАзаков..и кОзаков...не меньше чем монголов Субедея(1 поход-разведка)...БатуХана....или воинов Тамерлана........ Ибо....кАзаку...в конце концов......ради выживания семьи и себя лично....ради освобождения соотечественника....было ....наверное одинаково....князь, продающий в т.ч и православных ....в рабство....или кочевник........ Думаю.... кАзачество.....во многом пополняло свои ряды.....за счет освобожденных невольников(ясака)....самых разных национальностей.....Отсюда....и простота...."вступления" в кАзаки..... Да....лишний раз убеждаюсь , что 965 год....это именно то..... что является "датой реального рождения казачества"...965....год-год завершения погранично-"таможенных" преобразований Ольги....и год самых значительных начинаний в организации "границы"....Святославом.....

CARMAT: (й)азак- Авангард................(одно из нескольких значений) МОНГОЛЬСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ........ .....кА(О)зачество....появилось вместе с государством..(Во времена Ольги и Святослава)...получило Православие...вместе с государством..(Во времена Владимира и Ярослава)...и оказалось ....наверняка..в долгий период...нашествий....и ига..... предано.....брошено(как угодно)...этим же государством......Ну....а дальше....все предельно просто.....Не востребованный(брошенный на произвол.....по сути....без средств... господдержки...и под постоянным давлением извне...) ратный люд множества "станиц"....разбросанных по всему периметру Руси с Северо-запада до юга.....и на Северо-восток( не нужно забывать о том, что на плечах у кАзаков-станичников-погранцов....семьи...жены....дети...)...переживает общий кризис.....в принципе...одинаково....хоть за... 1000 лет назад.....хоть сегодня.....Идет....по сути выживание....и реальное становление( в экстрим.условиях)....Вольного казачества.....Совершенствование принципов системы самоуправления...... До поры до времени.....думается... так называемое "иго" было выгодно для князей и князьков....с ПАЙЦЗОЙ на груди........Эдак...до 1380 года, наверное.......Ведь настоящее ИГО....оно для простого люда....-ИГО!!!!!............?Ибо.....нужно платить чуть ли ни две дани......монголу и князю....да еще одну...дань-.....десятину.....наверное....тоже.....Хотя...на счет десятины....в период ига я точно не уверен...... Не прослеживаются ли некоторые....аналогии ....во всей этой "кухне".....с современной ситуацией.....?! Я думаю.....именно отказ( отчасти вынужденно-бездумный)....раздробленного князьями....гос-ва ....от ратников....хранивших периметр Руси....и есть часть той причины, по которой этот кусок истории был просто вымаран ....ибо это.....есть....ПОЗОР...(...Державность....от Рюрика.....какой-то ХРОМОНОГОЙ получалась от этого....видимо...) Думаю......они ( и князья....и бесермены)побаивались кАзаков..и кОзаков...не меньше чем монголов Субедея(1 поход-разведка)...БатуХана....или воинов Тамерлана........ Ибо....кАзаку...в конце концов......ради выживания семьи и себя лично....ради освобождения соотечественника....было ....наверное одинаково....князь, продающий в т.ч и православных ....в рабство....или кочевник........ Думаю.... кАзачество.....во многом пополняло свои ряды.....за счет освобожденных невольников(ясака)....самых разных национальностей.....Отсюда....и простота...."вступления" в кАзаки..... Да....лишний раз убеждаюсь , что 965 год....это именно то..... что является "датой реального рождения казачества"...965....год-год завершения погранично-"таможенных" преобразований Ольги....и год самых значительных начинаний в организации "границы"....Святославом.....



полная версия страницы