Форум » » Казатчина в Смоленске » Ответить

Казатчина в Смоленске

dankovkazak: «Казатчина» Письмо из Дорогобужского уезда В северо-восточной части нашего уезда несколько деревень (11) Самцовской волости слывут в народе под общей кличкой «казатчины», и сами крестьяне этих деревень любят величать себя «казаками» и при этом добавляют – «польскими». Откуда здесь взялись польские казаки, мы с точностью не могли узнать: из того, что крестьянам знакомо имя польского короля Сигизмунда. Можно с некоторою вероятностью допустить, что в эпоху владычества Польши в смоленской области, край этот, как порубежный, был заселяем для охраны границ польскими выходцами и весьма возможно, что от них-то и ведут свое начало современные «казаки». Так ли было в действительности, не беремся судить, но достоверно одно, что в Болдином монастыре, смежном с казатчиной. Была во дни оны Иезуитская коллегия. Да что местные крестьяне никогда не знали барщины, будучи все государственными. Присматриваясь к быту казаков, мы не замечаем существенной разницы между их жизнью и жизнью известных нам крестьян других уездов, если не считать особой их любви к горелке, которая надо полагать, поспособствовала более быстрому исчезновению надельных лесов. От которых в настоящее время остались одни пенушки да поздние сожаления о содеянной глупости. Бывало, рассказывают казаки, за ведерку водки, значит за 4-5 рублей, позволяли срубить на хорошую избу, да еще целой деревней вывозить помогали. – «А лес-то, какой был, шапка валится, когда вверх глянешь на дерево», вздыхает иной казак, вспоминая недавнее прошлое. Действительно, хороший строевой лес в этой части уезда сохранился только в казенных дачах, куда теперь и адресуются крестьяне во всех случаях, когда является нужда в «бревнушке». Впрочем, это, кажется общая участь всех крестьян, получивших в надел землю с лесом, с тою разве разницею, что «казаки», до смешного дешево «торговали». Не отличаются от других крестьян казаки и по своему обличью, и языку, по количеству же особо чтимых православных святых даже превосходят первых, словом, нисколько среди них не замечается польского влияния, так что эпитет «польский» в отношении казаков ничем не оправдывается. Центром казатчины нужно считать открытый в 1893 году приход с церковью в с. Новом Городке… "Смоленский Вестник", № 264, 6 декабря 1898 г., стр. 1.

Ответов - 0



полная версия страницы