Форум » » Казачья свадьба » Ответить

Казачья свадьба

dankovkazak: Приходило время жениться - об этом думали родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако, нужно было учинить сватовство. За несколько дней до этого времени отец или мать говорили сыну: - Сынок, тебе время жениться. Мы с матерью выбрали тебе невесту. Она хозяйка домовитая и работящая. После этого устраивались смотрины невесты. Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Гости заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им. Мать звала дочь. Та выходила по-домашнему, но принаряженная, приносила поднос с кубками и чарками, налитыми вином, и обносила гостей. А сама потом скромно становилась в углу. Гости медленно пили, похваливали вино, а жених смотрел на невесту. - Бог даст, - говорили гости, - она и нас полюбит! <lj-cut> Все знали, в чем тут дело, но никто и вида не показывал, что знает. После этого засылали сватов. Сваты начинали дело просто. - Урядник Мосей Карпович и Маланья Петровна желают вступить с вами в родство, - говорили они. Если им отвечали: "Благодарим покорно за доброе мнение о дочери, только мы не сможем собрать свадьбу", - это значило отказ. Если же отец соглашался, то он говорил: "Дайте мне посоветоваться, да и ее самое поспрашивать, заходите на послезавтра". Невесту хотя иногда и спрашивали, но она и не смела ответить иначе как: "Воля ваша". В назначенный день сваты приходили уже с хлебом-солью. - Отец и мать Гаврилы Миронова, - говорили они, - кланяются и просят принять хлеб-соль. Хозяева, вместо ответа, целовали гостинец. - Дай Бог, - говорили сваты на прощанье, - в добрый час! - В добрый час! - отвечали родители и подавали друг другу руки не иначе, как обернув их суконной полой. В этот же день вечером в доме невесты справлялось рукобитье. Жених приходил с родителями. Его поздравляли с невестой и он кланялся в ноги будущему тестю и теще. Собирались гости, устраивалась вечеринка и девушки пели песни: <div style="text-align: center;"><i>По рукам ударили, Заряд (заклад) положили, Грунюшку пропили, Пропили и хвалятся: Что же мы за пьяницы, Что же мы за пропойцы...</i></div> Помолчат немного и начинают ответ: <div style="text-align: center;"><i>Родимой мой батенька, Нельзя ли передумати? Нельзя ли отказати? - Нельзя, мое дитятко, Нельзя передумати, Нельзя отказати: По рукам ударили, Заряд положили.</i></div> О приданом тогда никогда не говорили. Это было бы унижением чистоты брака. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону ставили невесту, и жених целовал ее. Родители соединяли их руки и отец жениха говорил торжественно: - Сын, вот тебе невеста. Да благословит Господь Бог союз наш. Иногда при этом жених и невеста дарили друг друга чем-нибудь. Девушки снова пели: <div style="text-align: center;"><i>По рукам ударили, Заряд положили...</i></div> На рукобитье долго не сидели, назначали день сговора и расходились по домам. Женщины, проходя по станице, пели: "Ой, заюшка, горностай молодой!" и "Перепелушка, рябые перышки". И вся станица знала, что рукобитье состоялось. За рукобитьем следовал новый праздник - сговор. На сговор сзывалась чуть ли не вся станица. Ярко горели свечи в медных шандалах; все были принаряжены. На столах, накрытых скатертями, разложены были гостинцы и семечки. Женщины и девушки садились в отдельной комнате. В доме жениха готовили 10-20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками и всякими сластями, готовили мед и вино, и длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там, в присутствии всех, повторялось то же, что было на рукобитье. Потом жених с невестой обносили гостей вином. От последнего гостя невеста убегала к девушкам, и если жених не успевал ее обогнать, то он должен был ее выкупать. Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту. - Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они. Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее и ее ставили в угол комнаты. Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялось и начинались танцы. Танцевали больше два танца - "Журавель" и "Казачка". Во время ужина пели песни. Сначала пели песни о геройских подвигах донцов, протяжные, потом плясовые. За два дня до свадьбы праздновали "подушки", а накануне свадьбы - девишник. В день "подушек" приходили знакомые и родня жениха и смотрели приданое. В комнатах были положены подушки. Жених с невестой садились первыми на них. Швеи, шившие приданое, подносили им мед; жених выпивал мед маленькими глотками, после каждого глотка целовал невесту, приговаривая: "Мед горек, надобно подсластить". Осушив бокал, жених клал на поднос швеям деньги. После жениха и невесты на подушки садились и другие казачки, пили мед и целовались, а в них в это время бросали подушками. Бывала в день подушек и музыка, и тоже танцевали. Девишник - это был последний праздник молодой казачки. Вечером перед заходом солнца одна, или с какой-нибудь старой женщиной или с няней ходила она на кладбище., молилась на могилах родных и просила благословения на новую жизнь. В ее доме, тем временем, собирались гости "наволакивать подушки". В дом жениха съезжались "каравай сажать". Каравай пекли торжественно. Все гости держались за лопату дружно, и свахи освещали печь свечами ярого воска, обвитыми цветными лентами. Эти свечи давались жениху и невесте при венчании. Во время закладки каравая все гости пели: <div style="text-align: center;"><i>Каравай мой раю! Сажаю - играю, Сыром посыпаю, Маслом поливаю Каравайное тесто Прибегло к месту. По мед, по горелку, По красную девку.</i></div> Вечером гости жениха, набрав караваев, отправлялись в дом невесты. Невеста сидела среди подруг. На ее голове надета была высокая шапка, украшенная цветами и перьями, а в косе был заплетен золотой косник. Подруги пели ей грустные песни: <div style="text-align: center;"><i>Кукуй, кукушечка , не умолкай. Недолго тебе куковать: От велика дня до Петра. Плачь, Грунюшка, не умолкай. Не долго тебе девовать: А и с вечера до утра, А и с утрева до обеда, А и с обеда часину - Там тебе косушку расплетут, Шелковый колпачок наденут</i></div> С приходом жениха песни смолкали. Садились опять на подушки, пили мед, а потом женщины разбирали легкие вещи из приданного и шли в дом жениха с песней: <div style="text-align: center;"><i>Оглянися, мати, Каково у тебя в хате? Пустым-пустехонько, Дурным-дурнехонько! Сестрицы подружки, Да несите подушки, Сестрицы Катерины Да несите перины. А сестрицы Алены, На несите павильоны! Метеная дорожка метена - Туда наша Грунечка везена! По дорожке василечки поросли, Туда нашу Грунечку повезли, Повезли ее, помчали, В один часочек свенчали!</i></div> Свадьба справлялась особенно торжественно. Это был самый торжественный день, может быть, единственный праздник в жизни женщины-казачки. Все, что было богатого в доме ее родителей, доставалось для этого дня. Жемчуга и золото блистали на ней. Как только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли невесту, она целовала икону и прощалась с родителями и родными. Слезы лились без конца. Между тем, жених в богатом платье шел к невесте. Платье жениха сохранялось из рода в род. Часто сын венчался в кафтане, в котором венчался его дед, жалованном царем кафтане. Иногда венчальное платье было одно на всю станицу. Оно хранилось в станичной избе и надевали его все женихи, а по окончании свадьбы возвращали обратно в станицу. Жениха вел "ведун", он должен был предупреждать его о всех порогах. Впереди его шел священник с крестом, а за ним мальчики несли благословенные образа с пеленами; кругом шли товарищи жениха, или поезжане. По окончании венчания в церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы по-женски - надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или повойник. При расплетании косы девушки пели: <div style="text-align: center;"><i>Не золотая трубушка вострубила, Рано на заре восплакала Грунюшка По своей русой косе. Свет моя косушка русая, Что родная маменька плела, Она мелко-намелко переплетывала, Мелким жемчугом усаживала.</i></div> Поезд с молодыми, окруженный верховыми поезжанами, ехал в дом жениха. На крыльце молодых встречали родители с хлебом-солью, под хлебом-солью должен был пройти весь поезд. Когда проходили молодые, на них сыпали пшеницу и другие хлебные зерна, перемешанные с хмелем, орехами, пряниками, мелкими монетами, - это означало пожелание молодым жить богато... Все садились за стол. Начинались тосты - первый тост был всегда за Царя, потом за войскового атамана, все Всевеликое Войско Донское, за молодого князя и княгиню. Тут обыкновенно родные и тесть одаривали их. Дарили дорогие вещи, оружие, иногда тесть отдавал молодому своего залетного скакуна с седлом, и родители жениха одаривали невесту платьями и материями. Пир шел иногда до утра. Пели свадебные песни. Смолкали они, поднимался старый казак и, держа в руке серебряный кубок, может быть, отбитый у турок еще в азовские походы, говорил: - Желаю здравствовать князю молодому с княгинею! Княжому отцу, матери, дружке со свахами и всем любящим гостям на беседе, не всем поименно, но всем поровенно. Что задумали-загадали, определи Господи талант и счастье. Слышанное видеть, желаемое получить, в чести и в радости нерушимо... И собрание в голос отвечало: "Определи Господи!" - а потом снова пели свадебные песни. Через несколько дней после свадьбы родители молодой давали всем гостям отводы - прощальный обед. Очень часто и месяца не проходило после свадьбы, как молодой муж получал наряд и шел на службу. Жена терпеливо ждала его три года смены. Тяжело жилось ей в чужом доме. И вот: <div style="text-align: center;"><i>Всем-то полкам С Дона смена идет, А моему-то дружку Перемены нет...</i></div> Как часто бывало и так, что ждет жена мужа, идут полки домой: <div style="text-align: center;"><i>Как и все полки с моря домой идут. А моего-то друга милого - коня ведут! А на коне-то лежит седельце черкесское, На седеличке лежит подушка козловая, Во подушечке лежит рубашечка белая... На чистым-то чисто она вымыта Да в крови-то вся она измазана... Умирал молодец, друзьям приказывал: "Как лучит Господь вас на Тихий Дон, Отнесите вы моей жене поклон! Скажите, чтобы не мыла рубашечку в речной воде, А чтобы выбанила ее горючей слезой, Да чтоб не сушила ее на солнышке, А чтоб высушила ее - на своей груди!"</i></div> Каждый поход приносил славу Дону. В Новочеркасске прибавлялось жалованных знамен, говоривших казакам об их недавней славе. Приносили станичники из похода дорогие хоругви, иконы и паникадила и ставили их в родную церковь, но прибавлялось в этой церкви на иконе Божьей Матери, всех скорбящих Заступнице, жемчугов на окладе. Этот жемчуг, как слезы клали казачки за своих убитых мужей... В походах и боях проходила жизнь донского казака. Вернулся с третьей перемены, а в четвертую уже и сына повел. Все жили вне Дона, на чужой земле. И только старики собирались на рундуках или на кладбище, на голубцах, пели боевые песни и пили мед. Пропоют они песню, помолчат и кто-либо скажет: - Да, послужили наши казаки Богу, государю и великому войску Донскому!

Ответов - 0



полная версия страницы