Форум » » О поездке в Лебедянь и Данков » Ответить

О поездке в Лебедянь и Данков

dankovkazak: Вернулись мы-таки из экспедиции, однако до Волгоградской области добраться так и не удалось, так как по приезде в село Большие Избищи Лебедянского района Липецкой области порешили остаться там и поколесить по Верхнему Дону в районе Лебедянь-Данков - как никак земли казаков и однодворцев и Засечная черта - а вдруг и здесь найдется что-нибудь интересное. Ведь данный район не так уж и хорошо исследован в этом плане. Решили рискнуть и начали "копать" прямо с села Большие Избищи, где, в одной хате у близкой родственницы руководителя нашего ансамбля расположился наш "штаб", отсюда и совершались ежедневные разъезды по ближним и дальним местам. Судя по рассказам местных старожилов, к которым, впрочем, стоит относиться с больше долей недоверия, в селе была казачья сторожА. Правда, честно признаться, от былой уникальной этнографии ничего не сохранилось, за исключением уже почти вымершего южнорусского диалекта, очень близкого к казачьему верхнедонскому. После Больших Избищ путь наш лежал в Данков, где по совету местной администрации и тамошнего казачества (которое,оказывается, ведёт скрытую войну с жЫдами и грызуться между собой, занимаясь тем, что стреляют гончих у охотников - в общем не представляют из себя той "реальной силы", которой они себя мнят)))) - отправились "копать" несколько сёл в непосредственной близости с Данковом. Проезжали Требунки - казачье село, откуда есть некоторые мои предки по матери. Но, надо сказать, что местный народ о казаках знает мало или совсем ничего, только в рамках того, что в некоторых селах в седую старину жили казаки. В селе Долгом, что находится севернее по Дону, помимо разного рода гармонистов нашли у одной бабки костюм, очень схожий с костюмом однодворки, а следовательно и с костюмом казачки. Я в энтом деле не дюже разбираюсь, однако, знающие люди говорят, что это так. Кстати, в этом же селе точно такой же костюм одна бабка отдала жене руководителя нашего ансамбля, что уже само по себе является серьёзным приобретением. Из каких бы то ни было уникальных старинных песен - ничего. Я уже было почти разочаровался в энтом деле, пока в селе Зверево, того же района (к сожалению, не знаю, было ли оно в прошлом однодворческим) не удалось записать уж если не казачью, так южновеликорусскую (если условно так назвать) песню, где, по крайней мере, фигурируют донские казаки. Песню немного погодя выложу. Причем, нам такая песня никогда не попадалась в плане аналогов. Так что, экспедицию можно считать вполне состоявшейся. Начин положен. Надеюсь, в дальнейшем получится собрать еще что-либо из материала однодворцев. Допустим того же Верхнего Дона. Пока он окончательно не канул в небытие.

Ответов - 8

Терехов: А чем южновеликорусский диалект отличается от других, в чем его особенность ?

dankovkazak: Южно-великорусское наречие обнимает современные губернии Рязанскую, Тамбовскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, некоторые части Смоленской, Курской и Черниговской; кроме того, южно-великорусские говоры, как мы видели, занимают значительную часть Московской и Тверской губерний; равным образом они распространены в губерниях, колонизованных южно-великоруссами одновременно с северноруссами (см. выше). Колонизация южных окраин Московского государства шла из пограничных с степью местностей: вот почему в Воронежской губернии, в Области Войска Донского, наконец в Новороссии мы встречаем население, говорящее по-южно-великорусски. Весьма трудно установить западную границу южно-великорусского наречия, так как на западе оно соседствует здесь с родственным по происхождению наречием белорусским: отличительными признаками белорусских говоров следует признать только дзекание и отвердение "р". Рассмотрим затем отдельно некоторые окраины южно-великорусского наречия. Рязанская земля представляется заселенной уже в XI веке: это удел младшей линии черниговских князей. Весьма вероятно, что они последовали в эту страну за русским населением, оседавшим среди финского племени; следовательно, Рязань колонизована тем русским племенем, которому принадлежали и Курск и Елец, т. е. племенем, сидевшим в княжествах Новгород-Северском и Черниговском. Трудно допустить, чтобы заселение Рязани шло только с запада и северо-запада, из губерний Тульской и Калужской. В конце XI века земли по верхнему течению Оки еще не были вполне покорены русскими князьями; сохраняя свою племенную обособленность, вятичи вряд ли могли пуститься в колонизационное движение и остановить, - по крайней мере собственными силами, без содействия северян, - распространение северно-руссов, уже в IX веке дошедших до нижнего течения Оки (Муром). Во всяком случае, господствующим русским племенем в Рязани были среднеруссы: язык до сих пор роднит рязанцев с туляками, калужанами и белорусами, свидетельствуя об их одноплеменности. Позднейшая судьба разъединила эти части среднерусского племени, но резкие звуковые отличия, например акание, до сих пор свидетельствуют о их бывшем единстве. Большая часть Тульской губернии (кроме южных ее уездов), Калужская губерния и северная часть Орловской губернии были в древности заселены упомянутыми выше вятичами. Это племя, вместе с радимичами и, вероятно, также дреговичами (сидевшими на западе от радимичей), в древности на местах своих первоначальных поселений, примыкало, по-видимому, к польским говорам, с которыми пережило некоторые общие фонетические явления (дзекание): намек на это находим у летописца, который выводит родоначальников вятичей и радимичей, - Вятка и Радима, - от ляхов. Впоследствии эта звуковая черта, под влиянием соседних говоров (северян, граничивших с вятичами с юга и востока), почти совсем исчезла, оставив слабые следы, например, в Мещовском уезде, где до сих пор известно произношение "зля" вместо "для". Смешанный характер современных калужских говоров сказывается и в других чертах: рядом с сохранением "ы" в "мыю", "рыю" или переходом его в "э" ("мэю", "рэю") известно произношение "ой" вместо "ый" в им. ед. мужского рода имен прилагательных ("прастой", "сляной"); это "ой", очевидно, заимствовано из других говоров. Тем не менее отсутствие дзекания прямо указывает, что население указанных губерний было втянуто в сферу влияния говоров, образовавших южно-великорусское наречие. В Черниговской, Курской и части Орловской губернии сохранились древние северские говоры, в первой - в смешении, а во второй - в соседстве с говорами малорусскими: разреженное после татарского нашествия население Северской земли должно было разделить свои земли с новыми колонистами, шедшими сначала из Полесья, а впоследствии потянувшими с юго-запада. Наплыв этих новых элементов начался в эпоху литовско-русского владычества над этими землями. На время почти все земли родственных между собой вятичей, радимичей и дреговичей были соединены в одно политическое тело: рука литовско-русских князей доходила и до Ельца, но в скором времени Одоевские , Носильские, Мценские, Мезецкие (Мещовские), Мосальские князья принуждены были покориться Московскому государству. В Смоленской земле сходились некогда севернорусские и среднерусские поселения: это видно как из того, что сам Смоленск признается в летописи кривическим (севернорусским) городом, так и в особенности из того, что северные уезды Смоленской губернии (Поречский, Бельский, Духовищинский) сохранили до сих пор в своем говоре севернорусскую черту - цокание. Среднеруссы южной и восточной части Смоленской земли рано подпали под влияние восточных (северских) говоров и утратили некоторые типические черты в своем языке; напротив, в западной части сохранились дзекание и твердое "р", что и заставляет делить Смоленскую губернию между белорусами и южно-великоруcсами.

PERESVET: Добрый день. я родился и вырос в Долгом. Могу порекомендовать кто чтит старые традиции. По поводу песен,с детства помню мой дед мне пел песню похожую на речетатив.? часть песни помню. Трынки брынки три полтинки Шагом магом четвертак Шило мыло притупило Кабылушка с ног упала Её шкурка не пропала А из шкурки сапожки" Из копытца гребешки Через три поля бежала Гармониста дагоняла Ай беда беда беда Ай гармошка худа Надо денюжку копить Пора новую купить. Дядя мерина продаст на гармошку денег даст.


dankovkazak: Ого! Слушайте, а Вы не могли бы её записать - в любом Вашем исполении, хотя бы несколько строк? З.Ы. у Вас корни в Данкове? Может быть какие-нибудь фамилии интересуют?

Терехов: Редкий и очень интересный материал. Спасибо огромное...Ну уж коли заговорили...А откуда не менее интересно пошли русые люди, ведь русые славяны (если славяне) отличаются южных чернявых ? Севрюки так те вообще для меня загадка ? По-моему русые - это вятичи.

dankovkazak: Тут спорно... Насчет тех же севрюков. Одни говорят - белявые - фенотипически близки белорусам, другие, включая меня - черные (по себе сужу), т.к. такой тип распространен в Брянско-Черниговской регионе и чем-то близок к степному. Вот интересный материал про вятичей (дескать, вятичи - финно-угры): http://www.diderix.petergen.com/lub-vatici.htm

PERESVET: Всем добрый день. Если удасться встретиться то постораюсь напеть. Записать голос пока неначем. Корни моей семьи по материной линии село Орловка что рядом с Воскресеновкой. По отцу Омская облласть.Сам я родился в Данкове и до окончании школы жил в с.Долгое на Дону. По поводу происхождения и национальной пренадлежности казаков имею своё личное мнение. Учитывая что историю населения верхнего Дона как и всёю историю Руси мы более менее можем проследить с десятого века,это не является основанием что раньше эти земли не были заселены. По берегам Дона и сейчас встречается много фактов подтверждающих раннюю заселённость этих мест.Земли заселялись людьми пришедшими из нынешней Армении.В процессе заселения формировались семейные поселения которые в последствии станомвились местными народностями со своей индивидуальностью и характерными чертами. В моём понятии казаки и казачество не имеют ни чего общего с бутафорством имеющее развитие в последнее время представляющем в чистом виде служилых людей,воинов. Казаки, это как не покажется странным,не Русские люди,а обособленная народность проживающая на землях верхнего Дона с глубоких времён.Ведущая свою самобытную культуру.Это отдельный народ как немцы ,поляки,французы. Мне очень не хочется ввязываться в спор с не разделяющими мою точку зрения в данном вопросе так как это моё сугубо личное мнение не ставящее задачи в убеждении не согласных.

dankovkazak: Добрый вечер! Да нет, предпосылок к спору в данном случае нет, т.к. полностью разделяю Вашу точку зрения о том, что казаки - народ. Кстати, так какие Вас интересуют фамилии по данковской линии?



полная версия страницы