Форум » » Освоение казаками Нижегородского края » Ответить

Освоение казаками Нижегородского края

kazak-odnodvorec: Одно из определений, которые дают сегодня казачеству современные историки, автору более всего импонирует такое: “Казачество – это состояние духа!” В этом определении сфокусировано признание современными учеными позитивной, почти 500 – летней, деятельности казачества по становлению и развитию Российского государства. В этом определении заложено глубинное уважение современных россиян к казачеству, как к духовно-нравственной и военной опоре Государства Российского в XVI-XIX веках. Есть и другие определения казачеству. Например, полтора века назад, официальные историки в своих работах говорили, что “казачество – это система обороны и охраны славянских земель, находящихся во враждебном окружении”. Чуть позднее они же говорили, что “казачество – это система обороны, охраны и освоения российских земель”. Таким образом, не смотря на то, что хотя в Московской Руси, а позднее в Российском государстве, в те далекие времена XVI-XIX веков уже и существовало регулярное войско, тем не менее, казачество являлось базовой опорой при колонизации новых территорий, при организации системы обороны и охраны государства. Казаки тогда не входили в состав регулярного войска. Войско лишь только охраняло землю. Казаки всегда работали на земле и по очереди охраняли свою землю. То есть, в отличие от войска, как неоднократно отмечали в XIX веке официальные историки, казаки несли на своих плечах две важнейших функции. Однако есть еще одна функция, которую официальные историки старались не озвучивать, старались молча обходить, но которую казачество веками несло на своих плечах и выполняло. Это функция защиты угнетаемых слоев российского общества от чрезмерных притеснений и издевательств со стороны власть придержащих. То есть, функция поддержания относительной социальной справедливости в жизнеустройстве государства Российского. По совокупности значимости эти три функций казачества (присоединение новых территорий, охрана и защита земель государства; работа на земле и экономическое освоение новых территорий; защита угнетаемых слоев и поддержание относительной социальной справедливости в жизнеустройстве государства), собственно и обусловили то, что казачество на историческом этапе укрепления Московской Руси и перерастания ее в государство Российское сыграло одну из важнейших ролей. Эту уникальную роль казачества в становлении государства Российского можно подтвердить конкретными реальными фактам на примере истории освоения нашего края. Под понятием “НАШ КРАЙ” автор подразумевает территорию, окружающую Сарово-Дивеевский православный регион и ограниченную с запада – рекой Ока, с севера рекой Теша, с востока реками Теша и Алатырь, с юга – рекой Мокша. То есть порядка 200 километров в широтном направлении и 150 километров в долготном направлении. По контуру нашего края расположены такие известные из истории государства Российского старинные поселения и города, как Муром, Арзамас, Лукоянов, Алатырь, Краснослободск, Темников, Кадом, Касимов. Хотя современная территория нашего края, строго говоря, принадлежит пяти субъектам Россиийской Федерации, однако подавляющая часть его территории относится лишь к двум субъектам Россиийской Федерации и включает Юго-Западную часть Нижегородской области и Северо-Западую часть Мордовии с такими крупными райцентрами, как Выкса, Кулебаки, Ардатов, Вознесенск, Дивеево, Саров, Первомайск, Ельники, Теньгушево и др. Мы не можем сказать, что наш край сыграл в истории отечества какую-то уникальную роль. Но мы можем с уверенностью сказать, что одну важную роль в истории становления Государства Российского наш край сыграл! Исторически сложилось так, что наш край оказался той первой территорией, которая была присоединена к Руси Московской с началом ею колонизации восточных земель. Действительно, вектор направления восточной колонизации, начатой Московской Русью, в первую очередь прошел через наш край. При этом западная часть нашего края отошла к Руси в середине XV века. Эта часть отошла мирным путем. А вот восточная часть нашего края была присоединена к Московской Руси в результате третьего успешного военного похода на Казань, осуществленного в 1552 году Иваном IV Грозным. Сложившаяся историческая ситуация привела к тому, что именно на примере освоения русскими людьми нашего края была апробирована и отработана технология освоения присоединяемых к Московской Руси в дальнейшем все новых и новых восточных земель. А таких земель оказалось столько, сколько не смог собрать ни один народ за всю истории человеческой цивилизации на Земле. За неполные 150 лет, русское войско, выйдя 3 июля 1552 года из древнего Мурома, в ходе колонизации восточных земель, прошло около 10 000 километров - до Тихого океана. Здесь важно отметить, что если русская колонизация в северном и северо-восточном направлении /1-3/ проходила по малозаселенным землям, то колонизация в восточном направлении шла по землям, заселенным угоро-финскими и тюркскими племенами. То есть, в ходе восточной колонизации русским людям необходимо было “накрыть” эти племена, адаптировать их и вписать в тело Московской Руси с учетом всех многочисленных (военных, экономических, социальных, религиозных, культурных и др.) аспектов. Именно на примере нашего края и была отработана технология адаптации, освоения и включения новых земель в состав Русской земли. В завершенном виде отработанная технология составила четыре последовательно-параллельных потока колонизации. Это были: поток русской правительственной колонизации; поток русской народной колонизации; поток русской монастырской колонизации и, наконец, поток княжеской (дворянской) колонизации. И первые, самые важные потоки – правительственный и народный – были связаны главным образом с казачеством, его ратным и производительным трудом. Рассмотрим эти потоки колонизации несколько подробнее. Известно, что территория нашего края в IX -X веках активно заселяется (прибывавшими по рекам Пьяна, Теша, Сура и Алатырь из более северной территории междуречья Волги и Камы) языческими мордовскими племенами /4/. Мордва-это древний народ. Относится он к угоро-финской языковой группе. Этот народ имеет древнюю самобытную культуру, богатое пэтическое творчество: многочисленные мифы, легенды, эпические и обрядовые песни, сказки и т.д. Современные исследования мордовских ученых опровергли бытовавшее до этого мнение о застойности и консервативности производительных сил у древней мордвы. Уже в середине первого тысячелетия н.э. у мордвы были широко развиты металлообработка, ткачество, производство глиняной посуды. Но они оставались на уровне домашнего промысла и кустарного производства. Этот народ был много выдающихся личностей, вошедших в истории земли русской. Среди них были государственные деятели (патриарх Никон), лидеры крупных религиозных движений (протопоп Аввакум), военные начальники (адмиралы флота братья Мордвиновы), деятели культуры (скульптор Степан Нефедов – Эрьзя, художник Сучков), ученые (историк В.О.Ключевский). Итак, колонизировавшая наш край мордва расселяется по Мокше, Цне, Ваду, их многочисленным притокам. В конце концов мордва растворяет в своей среде оставшиеся островки ранее заселявших край буртас, черемис, муромы. Географически территория нашего края примыкала к юго-восточным границам сначала Киевской Руси, затем Московского княжества и, наконец, Московского государства. Вот почему наш край вскоре оказался “накрыт” потоками русской колонизации. Таких потоков, с момента присоединения края к Руси Московской, по краю прокатилось, как было отмечено выше, четыре. Сначала шел поток правительственной, потом народной, монастырской и, наконец, княжеско-дворянской колонизации. При этом каждый последующий поток зарождался в недрах предыдущих и затем шел параллельно с ними до тех пор, пока того требовала объективная историческая ситуация. Здесь, справедливости ради, следует отметить, что правительственному потоку предшествовали ручейки русского потока вольной колонизации. Эти ручейки появились в нашем крае еще в конце X - начале XI веков, после походов киевского князя Святослава в 964-966 г.г. /5/. Тогда славяне не могли еще противостоять хозяевам степи хазарам и продвинутся от Днепра прямо на восток. Поэтому они подошли к решению задачи обходным путем. Русский человек “…закрываясь от степи лесным заслоном, впоследствии послужившим на пользу и Московскому государству,…направился на верхнюю и среднюю Оку, чтобы уже оттуда спуститься на юг в долготном направлении по Волге. Захватив область речных верховьев в своем стремлении на юг он имел в речных потоках опору, а не припятствие, как при широтном движении со стороны Днепра. Но этот круговой путь “захождения левым плечом”по Волге потребовал вековой работы нескольких поколений /6/”. Авангардом такого движения на восток были поселения вятичей, которых знает на Оке Начальная летопись. Опираясь на речную ось Оки, славянское движение разделило финские племена: часть оказалась в итоге севернее, а часть южнее - по Цне, Мокше, Выше, Ваду. Но и в обеих частях поселения той и иной народности переплелись. Вятичи и проторили дорогу для более поздней широкой колонизации. А когда усилиями славян племена мордвы были защищены от набегов остатков Орд хазар, а затем и половцев, к ним стали приходить, используя систему водных путей торговые люди из Киевской Руси. Потом - торговые люди из, оторвавшегося от Черниговского, Муромо-Рязанского княжества. Вместе с ними, в XI-XII веках в наш край, покрытый глухими Муромскими, Мокшанскими и Сурскими непроходимыми лесами, по речным системам, используя плавсредства, стали приходить стремившиеся к вольной жизни русские поселенцы, бежавшие от феодального гнета из центральных русских княжеств. Мордва принимала их в свою среду, так как многому у них училась и в земледелии (например, трехпольной системе земледелия), и в ремеслах (например, изготовлению изделий из бронзы). Влияние русских крестьян было так велико, что многие названия в мордовском языке, связанные с земледелием, прямым образом заимствованы из русского языка. Например, “сока” - соха, “розь” - рожь, “межа” - межа и др. Расселялись русские поселенцы в те времена на берегах доступных для плавсредств многочисленных притоках главных рек края. А такими были тогда, как и сегодня, реки Мокша, Цна, Теша, Сура. Как правило, места для поселения выбирались живописные - на высоком берегу близ плодородной поймы, на возвышеной местности около или у излучины реки, на холме при слиянии рек. К началу XIII века в область реки Мокша проникают рязанские князья. Причем не только проникают, но “…и начинают распоряжаться здесь, как хозяева: строят крепостцы и городки и в этих городках ставят своих наместников. Одним из первых городков явился Кадом, где в 1209 году местное инородческое население убило рязанского наместника /7/.” Однако сколь-нибудь заметного экономического подъема края ручей русской вольной колонизации принести не успел, ибо дальнейшие успехи русского наступательного движения на мордовскую землю были остановлены монголо-татарским нашествием. Страшное опустошение края произошло после его завоевания в 1237-1242 годах монголо-татарами. История оставила много подтверждений жестокого отношения монголов к населению покоренных территорий. Поэтому судьба русских поселенцев нашего края XIII века, возможно, была более трагичной, чем нам представляется, но сегодня мы бессильны воспроизвести полную, достоверную и яркую картину былых страданий местного населения. В XV веке растет мощь Московского княжества. К середине века усилиями князя Василия II Темного к нему отходят районы верхней Оки - территория от нынешних городов Касимов, Елатьма, Кадом и далее на Восток, вдоль речных систем рек Цны и Мокши. Эта территория в современных источниках известна под именем “Темниковская Мещера” /8/. Количество русских людей в нашем крае, занимавшем северную и северо-восточную часть Темниковской Мещеры и по площади равнявшейся почти трети ее территории, начинает возрастать. Это было связано с укреплением князем Василием III русских крепостей вдоль реки Суры для защиты восточных рубежей от возникшего на реке Волге в 1445 году Казанского Ханства. Именно при Василии III Московское княжество формируется в Московское государство, которое превращается в решающую политическую и экономическую силу Европы. В 1552 году, после удачного похода на Казань, царь Иван Грозный присоединяет междуречье Оки и Волги к Московскому государству и начинает серьезно заниматься делом обороны восточной, юго-восточной и южной сторон Руси от степных кочевников и ордынцев. При Иване Грозном создается регулярная служба по охране юго-восточных границ Руси от Крымской и Нагайской Орд на стыке сплошных лесов (Тула – Краснослободск – река Волга) и “дикой степи”. В рамках этой деятельности, до 1571 года, было укреплено или заложено вновь много крепостей. В том числе в городах Путивль, Трубчевск, Брянск, Карачев, Болхов, Мценск, Козельск, Белев, Тула, Венев, Крапивна, Кашира, Одоев, Лихвин, Перемыщль, Ряжск, Щацк, Кадом, Алатырь /9/. Среди них и крепость города .Темникова /10/, и крепость города Арзамаса /11/. Опорным пунктом Темниковской линии первой засечной военной черты юго-восточной границы Русского государства стал город Темников. Момент начала строительства в нашем крае линии первой засечной военной черты юго-восточной границы Русского государства можно считать началом первого этапа колонизации нашего края - этапа правительственной колонизациии. Этап правительственной колонизации оказался крайне важным для всей его последующей истории края. Именно с этого потока колонизации и началась история его экономического развития и освоения. Этап правительственной колонизации длился несколько десятков лет. Он завершился строительством в крае первой военной Юго-Восточной границы, известной в те времена под простым названием “Черта”, связавшая воедино все укрепленные и вновь заложенные крепости. Общая схема первой и последующих засечных черт представлена в советской исторической энциклопедии /12/ [см. приложение 1]. Профессор Д.И.Багалий, преподававший в середине XIX века историю в Харьковском Университете отмечал, что именно с момента царствования Ивана Грозного эта Черта получила “…определенное устройство, а в последующее время она претерпевала только некоторые частичные видоизменения, направленные к тому, чтобы сделать ее более полезной. Она с одной стороны знакомила правительство с новыми землями, лежащими за границей государства, с другой – и в этом заключалась ее непосредственная задача – помогала воеводам во время принимать меры против татар, приходивших на Русь…”/13/. Так кто же строил Черту и параллельно со строительством ходил в сторожа и нес службу по охране и защите границы Земли Русской? Из работы профессора Д.И.Багалия /13/. следует, что конечно не высшее сословие, не дворяне и бояре. При строительстве и охране пограничной Черты “…господствующее положение занимал низший разряд служилого класса, который известен был под именем <приборных людей>; в состав его входили следующие группы: КОЗАКИ, стрельцы, рейтары, драгуны, солдаты, копейщиеи, пушкари, затинщики, воротники, казенные кузнецы, плотники и каменщики”. То есть, низший разряд служилых людей, и прежде всего (как видно из работы Д.И.Багалия) КАЗАКИ, “… были, так сказать, авангардом русской колонизации и гражданственности. Они наметили как бы тот край, который в последствии должен сделаться русским...” Таким образом, сегодня мы можем со всей ответственностью сказать, что в первую очередь именно на плечи казаков лег огромный труд в этапе правительственной колонизации нашего края, в этапе строительства пограничной Черты, строительстве 700-километровых укреплений на этой Черте, строительстве многих городов-крепостей вдоль этой Черты. На сколько серьезными были укрепления интересно описано в /14/, где сказано, что “ между городами по степному пространству тянулись валы со рвами, по лесам - засеки из посеченного, в беспорядке наваленного леса… На валу и засеках стояли сторожа…”[см. приложение 2]. Для строительства каждых десяти километров засечной черты в наш край стягивалось до четырех тысяч служилых людей. Этих людей правительство должно было обеспечить содержанием, этим людям правительство должно было дать средства для существования, их необходимо было кормить. Каковы были подходы правительства к данному вопросу в то время? В те времена правительство всех служилых людей делило на две группы: кормовых и поместных. Первые получали от казны содержание натурою и деньгами. Для этого были специальные сборы со всех жителей Московского Государства. Вторые вместо государева жалования получали в поместье для службы землю. Поскольку в деньгах правительство всегда ощущало недостаток, то оно стремилось увеличить число поместных служилых людей. Ну а так как земли в присоединенном крае не стоили казне ничего, для дальнейшего закрепления служилых людей на границе им стали раздаваться в поместное владение прилегающие к границе земли. Профессор Д.И.Багалий отмечал, что: “…поместные земли получали КОЗАКИ, стрельцы, пушкари, ямщики, сторожа и станичники. Обыкновенно земли служилых людей называются четвертными, а самое владение четвертным, так как каждому отдавалось известное количество четвертей или четей. Четверть или четь – это мера земли, равняющаяся ½ десятины. Нужно, впрочем, при этом всегда увеличивать втрое показанную цифру четвертей, ибо земля назначалась во всех трех сменах земледелия. Таким образом, если говорилось, что известному лицу отводилось 10 четей, то это значит, что он получил 30 четей. Представим теперь несколько фактических данных. В среднем каждому КОЗАКУ было отведено по 20 четей или 30 десятин, каждому стрельцу – по 8 четей, или 12 десятин…”. Из приведенной цитаты видно, что КАЗАКИ играли первостепенную роль среди служилых людей в вопросе освоения вновь присоединенных земель. Да это и понятно. Ведь среди групп служилых людей именно КАЗАКИ были самые умелые земледельцы, скотоводы, животноводы, промысловики. Именно КАЗАКИ заложили большинство городов и слобод вдоль засечной черты, дали первые урожаи хлеба, построили первые пильни, первые мельницы, первые кузни, первые скотные дворы и т.п. Именно КАЗАКИ стали играть заглавную роль в вопросе экономического освоения присоединенных к Руси новых земель. Действительно, получив в поместное пользование самые большие участки земли, служилый казак, часто уходивший в походы и в сторожа, не мог один обеспечить ее освоение. Поэтому он переводил к себе на границу не только самых близких - своих детей, жену, родителей, но и многих других своих родственников, своих свойственников. Так начал в крае формироваться второй поток русской колонизации - поток народной колонизации. Итак, КАЗАКИ не только активно защищали военные интересы Государства на новых землях его Юго-Восточной окраины, но и активно осваивали эти новые земли. Они не только составляли главный элемент потока правительственной колонизации, но и инициировали приход в край потока народной колонизации! Вскоре, вслед за семьями казаков сюда, привлекаемые правительственными земельными льготами, стали стягиваться вольные люди из центральных княжеств. Москва усиленно раздает мещерские земли служилым людям…На земли вотчинников идет …свод из центральных вотчин. Направление колонизации - по Мокше, с Мокши на юг по притокам. Таким путем в ХV в. здесь возникают погосты, займища, полупочинки, починки, а из них – деревни, села” /14/. Из приведенной цитаты видно, что с определенной задержкой по времени к правительственному потоку колонизации края, в последней четверти XVI века в край пришел поток народной колонизации. Все расширяющиеся потребности в новых землях, необходимых для обустройства вновь прибывающих в край, пришлось удовлетворять за счет расчистки лесов края под пашню. В связи необходимостью расчистки лесов края под пашню, основным направлением экономического развития в крае с конца XVI века и до середины XVIII века становится лесозаготовка и лесопереработка. Леса было много. Его с лихвой хватало на все текущие хозяйственные нужды. Леса, прилегающие к основным водным артериям, отправляли сплавом по рекам Мокше, Теше, Сереже, Алатырю и, далее, по Оке и Волге в центр Руси. Леса, удаленные от речных путей пережигались на поташ. Поташ – белое кристаллическое вещество. Как химикат он употреблялся в то время при производстве пороха, стекла, мыла, красок. Правительство крайне нуждалось в поташе. Но для успешного поташного промысла по существовавшей тогда технологии необходимо было много леса с разными породами деревьев. “Поташное производство включало ряд последовательных операций. Первоначально дуб или ольху пережигали в золу. Из этой золы с добавлением воды месили “тесто”, которым обмазывали сосновые и еловые поленья. Обработанные таким способом поленья складывали в кучи – “буды”, при этом каждый ряд покрывался новым слоем зольного теста. Буды величиной с небольшой крестьянский дом поджигали, и они пылали костром около полусуток, пока не получался новый продукт – поташ…/15/”. Место, где пережигался лес на поташ, называлось поташным заводом, по терминологии того времени – “будным майданом”, или “будным станом”, или просто “майданом”. В центральной части Российского государства лес был сильно изведен. Другое дело - наш край, с его громадными лесными пространствами. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в те далекие годы наш край стал одним сплошным будным станом, сплошным Общероссийским будным майданом. Этот майдан давал в XVII веке столько поташа, что полностью обеспечил в порохе все потребности русского войска, успешно продвигавшегося на восток. При своем поступательном движении на восток, которое ни какие племена не могли остановить, казаки применили много новых тактических схем в атаке и обороне [см. приложения 3, 4], базировавшихся на использовании пороховых пищалей. Используя новые тактические схемы ведения военных действий, передовые отряды казаков уже к середине XVII века вышли к Байкалу, а в 1690 году вышли к устью Амура, к берегам Тихого океана [см. приложение 5]. В этой успешной колонизации восточных земель, несомненно, был вложен и большой труд служилых казаков нашего края, заложивших здесь сотни будных станов и освоивших технологию получения на них поташа. Итак, к началу второй четверти XVII века передовые отряды казаков уже продвинулись далеко на восток. Кроме того, островки русской колонизации и через фланги (по рекам Воронеж и Волге), и в центральном направлении продвинулись уже значительно юго-восточнее первой Черты. То есть вышли за нее вперед. Так, если до 1600 года впереди первой Засечной черты, на территории нынешнего Краснослободского района Мордовии, было лишь три населенных пункта (Кадышево, Тенишево, Куликеево), то уже в 1614 году здесь их было зарегистрировано 20. В том числе – село Каменный брод, деревни Карьга, Корино, Кадышево, Чекаево, починки Ельники, Борки, Чукалы, Колемасово Займище и др. Для охраны оседлой жизни таких, выдвинутых вперед первой Засечной черты, пунктов стали создаваться передовые крепости и острожки. Например, в нашем крае в 1613-1614 годах у поселения Колемасово Займище закладывается Краснослободская крепость. В отличие от Темниковской, Краснослободская крепость сразу была ориентирована на юго-восток, против ногаев. Она “…имела вид правильного параллелограмма, состояла, конечно из высокого тына, или забора и окружена была глубоким рвом, в который вода была проведена из близлежащего озера, или, точнее, трясины /16/.” Такие, разбросанные на далеком расстоянии друг от друга крепостцы, острожки и городки (в пределах территорий современных Саратовской, Пензенской, Тамбовской и Липецкой областей) едва ли были в состоянии “…не только остановить, но и задержать хотя бы на короткое время степных хищников, по-прежнему налетавших со степи. В 1645 году хищники в количестве 3000 человек обрушились на южные части Темниковского уезда, разорили здесь селения, перебили много народа, а еще большее количество увели в плен. В 1645 году царь Алексей Михайлович указал осуществить постройку непрерывной линии укреплений от Псла и за Волгу,…по черте устроить прибавочные городы и населить большим многолюдством и земляной вал устроить больше прежднего…, также надолбы большия и стоялые острожки частые и лесные завалы у иныя многия крепости, какие доведется /9/.” Таким образом, в пятидесятых годах XVII века стратегическое значение первой Засечной черты в нашем крае начинает утрачиваться. Настоящая оборонительная работа переносится в этот период на сотни километров к югу. Здесь начинается строительство второй засечной черты. Сегодня так и хочется сказать, что это была сказочная преграда, навсегда защитившая Русь от злой силы с Юго-Востока. Сплошной Вал второй черты был завершен к 1708 году. Со всеми ответвлениями он вытянулся почти на 2000 километров, уйдя в том числе и за Волгу. Для строительства такого Вала большие массы служивых людей в приказном порядке переселяются из крепостей первой Засечной черты во вновь создаваемые крепости второй Засечной черты. Например, с Темниковской линии к 1650 году было снято более 300 служилых людей и переведено в Инсар и Саранск. Вышедшие в отставку и оставшиеся на первой черте, в своих поместных владениях, служилые люди перешли к мирной жизни. Так закончился в нашем крае этап правительственной колонизации. В оказавшемся за двумя границами крае жизнь стала безопасной. Это активизировало сначала поток монастырской, а затем и княжеско-дворянской колонизаций. Княжеские и дворянские рода, получившие ранее в нашем крае новые земли за заслуги на царской службе, в условиях складывающейся безопасности со второй четверти XVII века стали активно их осваивать. Они многими десятками и даже сотнями переселяли сюда своих крепостных крестьян из центральных владений. И если вначале переселенцам давались важные льготы, то вскоре они прекратились. Затруднительные обстоятельства послесмутного времени, связанные с расхищением сокровищ Кремля, истощением царской казны, войной с Польшей и Шведами требовали от правительства много денег и хлебных запасов. Поэтому льготы были нарушены. Более того, “…пришлось усиливать налоги, с торговых и промышленных людей брать “пятую деньгу” на жалование ратным людям, а с крестьян собирать хлебом и другими припасами на продовольствие войска, а также взимать с них ямские деньги и другие денежные повинности. …Сбор ямских денег, например, до того разорил мордву, что летом 1639 года, не дождавшись уборки хлеба, все племя тюрехан и значительная часть эрдзян, обитавших около Арзамаса, покинув деревни и поля, забрали скот и какую можно было домашнюю рухлядь и рассыпались по дремучим лесам Муромским, Салавирским, по реке Сереже...”/17/. Не легче стала жизнь под налоговым гнетом и у вольного русского крестьянства, и, особенно, у крепостного крестьянства. Но эта тягость была еще объяснима тягостями государственными. Однако к тягостям государственным присоединялись тягости другого рода - “…сборщики податей разъезжая по городам и селениям, делали жителям немало притеснений. С мордвой же, как и с другими инородцами, обращались они особенно строго, даже враждебно: забирали у нее без разбору хлеб, домашний скот и проч., продавали все это на торгах, частью на пополнение казенных недоимок, а частью в собственную пользу…” /17/. Вскоре терпенье народа лопнуло. В 1670 с Дона на Волгу перекидывается восстание казаков под руководством донского казака Степана Разина. Весть о Степане и его войске разнеслась далеко, вселила в сердце измученных тяжелой жизнью крестьян и русских и инородцев надежду на избавление от тяжких мук. В сентябре 1670 года разинцы были уже под Симбирском, а 17 октября штурмовали и захватили Макарьевский монастырь под Нижним. Колокольным звоном встречают крестьяне отряды разинцев. Уже перерезаны дороги на Муром и Арзамас, но власти двинули против повстанцев огромные силы. Царским войскам под руководством князя Долгорукова удалось разбить под Арзамасом, Мурашкиным и Темниковым разинцев и учинить жестокую расправу. Восстание в нашем крае было жестоко подавлено. Только в Арзамасе, главной ставке Долгорукова, казнили 11 тысяч разинцев. Восстание выявило в народной среде много талантливых и отважных людей. Сегодня широко известно имя Алены Арзамасской, женщины необыкновенной, яркой и трагической судьбы. О ней сообщает подлинный документ – запись допроса ее воеводой Долгоруким, где сказано, что она сама шагнула в огонь на встречу смерти со словами: “Если б все сражались как я, повернул бы ты нам спину и побежал бы Долгорукий” Практически до глубокой осени 1671 года разрозненные крестьянские отряды, ведомые казачеством, в разных местах края противостояли феодалам – вотчинникам, нещадно паля их и уничтожая. В этом народном восстании, потопленном регулярной армией к концу 1671 года в крови, казаки встали на защиту человеческого достоинства притесненных и угнетаемых. Точно также они поступили и во время народного восстания под руководством яицкого казака Емельяна Пугачева в 1774 году. Имя Пугачева, как раскат грома, разнеслось по степям и лесам, наводя ужас на тех, в чьих руках была власть, и вселяя надежду в сердца угнетенных. Войско Пугачева от Казани двинулось к нашему краю. 23 июля войско подошло к г.Алатырю. Здесь его приветствовали колокольным звоном. 6 августа был взят Краснослободск, а 8 августа – Темников. Темниковский воевода Неелов (буквально за две недели до этого момента отправивший в ссылку на Соловецкие острова настоятеля Санаксарского монастыря отца Федора (Ушакова), защищавшего от деспотии помещиков простые крестьянские массы прихожан) едва спасся бегством. Но 48 темниковских помещиков, не успевших убежать, были тут же повешаны. Войско Пугачева с 10 августа ждали в Сарове, но оно ушло в сторону Моршанска, и далее в степи Царицынские. Там, в степях, у Сальниковского завода оно в конце августа 1774 года и было разбито карательным отрядом правительства. Начались дознания и казни. В нашем крае лютовал граф Панин. “Кровь лилась рекой. Ловили и секли и правого и виновного. Виселицы поднимались в городах, селениях, на дорогах. Граф приказал вешать каждого трехсотого, а в деревнях, где волнения были особенно сильными, устанавливались орудия казни – в назидание крестьянам. Таких деревень и сел насчитывалось около ста”/18/. Край был усмирен. А в октябре 1774 года многие селения края и город Арзамас стали свидетелями скорбного пути Емельяна Пугачева: закованного в кандалы, запертого в железной клетке, его везли на суд и расправу в Москву. По стечению обстоятельств, этим скорбным кортежем командовал будущий выдающийся полководец государства Российского Александр Васильевич Суворов. На примере этих, прокатившихся по нашему краю восстаний, мы можем сказать, что в соответствии со своими духовными и нравственными качествами казачество приняло на себя функцию защиты обездоленных народных масс от притеснений и функцию поддержания относительной социальной справедливости в жизнеустройстве Российского государства. Заключение. Представленный в настоящей работе небольшой анализ истории нашего края показывает, что с момента прихода в наш край русских людей (после начала Московской Русью колонизации новых земель в восточном направлении) огромную роль в становлении, защите и экономическом освоении края сыграло КАЗАЧЕСТВО. И за это мы, живущие здесь сегодня, должны КАЗАЧЕСТВУ низко поклонится! СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. В.О.Ключевский “Древнерусские жития святых, как исторический источник”. М., 1871 год. 2. И.Яхонтов “Жития святых и северорусских подвижников Поморского края, как исторический источник”. Казань, 1881 год. 3. Л.И.Ивина “Внутреннее освоение земель России в XVI веке”. Ленинград, 1985 год. 4. Документы и материалы по истории Мордовской АССР, т.1, Саранск, 1957 год. 5. В.А.Кучкин “О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских булгар в XII - первой трети XIII веков // Историческая география России” М., “Наука”, 1975 год. 6. С.Ф.Платонов “Полный курс лекций по русской истории” Петроград, 1917 г. 7. Г.Я.Меркушкин, Л.Г.Меркушкин, И.М.Корсаков “История Мордовской АССР”, часть 1, Саранск, 1982 год. 8. В.В.Первушкин, С.Л.Шишлов. “Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Цнинско-Сурского междуречья (Темниковская Мещера) в XIX-XX веках”. Всероссийская научная конференция “ Отечественная культура и развитие краеведения”. Пенза. 2000 год. 9. A. Яковлев. “Засечная черта Московского государства в XVII веке”. Москва. 1916 год. 10. И.Д.Воронин. “Достопримечательности Мордовии”. Саранск. 1967 год. 11. Н.Щегольков “Исторические сведения о городе Арзамасе”, Арзамас, 1911 год. 12. Советская историческая энциклопедия, т. 5, с. 627. 13. Д.И.Багалий. “Очерки из истории колонизации”. Общество истории при Московском Университете. 1886 год. 14. “Известия Тамбовской Ученой Архивной Комиссии”. Выпуски 48,54. Тамбов. 1892 год,1894 год. 15. Сборник “Край наш Лукояновский”. Составитель Ф.И.Кедяркина. Нижний Новгород. 2000 год. 16. И.М.Корсаков. “Краснослободск”. Саранск. 1966 год 17. П.И.Мельников “Очерки мордвы”. СПб., 1909 год. 18. А.И.Тюрина, Л.А.Чемоданов. “История Горьковской области”. Горький. Волго-Вятское издательство. 1981 год.

Ответов - 0



полная версия страницы