Форум » » По Старой Данковской дороге... » Ответить

По Старой Данковской дороге...

ельчанин: -------------------------------------------------------------------------------- Конно-пеший переход.Заметки о походе 2007 г. В конно-пешем переходе Елец-Куликово Поле приняли участие члены трёх Военно-исторических клубов: 1. ВИК «Копьё» (г.Елец) – Паль Железный(Семёнов Павел), Тейт Волосатый(Мацкевич Александр), Ингвар Резаный (Хитрых Андрей), Торгейр Душитель (Поляков Алексей), Торвальд Шестнадцать Табуреток (Ачкасов Дмитрий), Кнуд Переход (Заусайлов Костантин), Даг Боцман (Федюшин Сергей), Бродир Дагабрат (Касимов Сергей), Ивар (Цыганков Игорь). 2. ВИК «Рус» (г.Москва) – Пумпа (Мошенец Александр), Тюрн (Евтихиев Максим), Ру (Румянцев Валентин). 3. КИР «Русский Стяг» (г.Москва) – Академик он же Профессор он же Петрович (Богданов Андрей Петрович). Конями переход обеспечивал КСК «Кристалл» (гЕлец) предоставивший двух верховых и двух упряжных лошадей с необходимой амуницией. От них были – Егоров Дмитрий и Авдеев Иван. Телеги – собственность ВИК «Копьё». Всего в переходе приняло участие 15 человек. После первого дня по независящим от него причинам пришлось вернуться в Елец Ивару. Маршрут перехода проходил по территории двух областей, Липецкой и Тульской. Отправление перехода было организовано 8-го сентября с празднования Дня города Ельца. В 16:00 с Красной площади, от Вознесенского собора, после напутствий представителей администрации города и горожан колонна двинулась по старой Данковской дороге на Москву. Дорога в настоящее время не используется, во многих местах уничтожена вспашкой. Однако сохранилось большое количество участков, некоторые длиной более двух-трёх километров. Ввиду того, что мы вышли практически под вечер, было решено пройти до наступления темноты 12 км, до деревни Касимовка и там разбить лагерь. Необходимо отметить, что в день начала перехода практически с утра шёл дождь, иногда усиливавшийся, иногда ненадолго прекращавшийся. Около 20:00 мы прибыли в д.Касимовка и разбили лагерь. Порядок организации лагеря был таков. По приходу назначалось двое дежурных, которые готовили еду вечером и утром перед окончанием дежурства, охраняли по очереди в течение ночи лошадей и лагерь. Таким образом, всё время перехода лагерь охранялся. Отбой мы решили делать в 21:00, подъём – 6:00. Этот режим мы выдерживали весь переход и он показал свою оптимальность. На следующий день, встав в 6:00 и собрав лагерь к 9:00, мы выступили в самый длинный, как мы тогда планировали, дневной переход д.Касимовка – д.Каменка. Большая часть этого дневного перехода должна была пройти вдоль автодороги Становое – Красное – Лебедянь. Всё дело в том, что нам неудалось найти приемлемую переправу через р.Красивая Меча, кроме моста в с. Троекурово. Двигались мы в таком порядке. Верхом – Пумпа и Академик, вели телеги – Дмитрий (КСК «Кристалл») и я, остальные бойцы шли пешком в колонне по два. Верховые шли впереди осуществляя разведку маршрута, затем шли телеги, замыкали колонну пешие, они же подбирали всё что вываливалось (по первоначалу мы плохо умели увязывать груз) из телег. В последствии верховые и возницы менялись, чтобы у сильно уставших была возможность отдохнуть. Немного о здоровье участников перехода. Я простудился в первый день и второй день вёл телегу практически в полуобморочном состоянии от высокой температуры. Двое бойцов к концу первого дня сильно растёрли ноги. Показали свою эффективность от растирания ног суконные гетры и толстые вязаные носки. Погода во второй день тоже не жаловала, температура была в районе +11 +13 градусов, плюс постоянный боковой ветер и дождь. Сухих вещей к концу второго дня на нас уже небыло, в сумках была – для ночёвок. Было очень плохое ощущение надвигающейся катастрофы, пошли разговоры что до Каменки мы недотянем. Однако мы дотянули, и в 20:30 вошли в д.Каменка. Ввиду ужасной и постоянно ухудшающейся погоды было принято решение ночевать в подвернувшемся брошенном доме. Можно без тени сомнения сказать, что если бы мы не переночевали в этом доме, то маршрут мы могли и не пройти. За время этой ночёвки, набившись всеми в одну комнату этой благословенной лачуги, мы отогрелись и выспались. Мокрую одежду мы снимали и оставляли в коридоре, переодевались в запасную сухую одежду ехавшую с оружием на телегах. Вобщем спали в сухом и под крышей. Без ветра. Всего во второй день мы прошли 40км. Третий день. Встав и собравшись мы вышли на маршрут. Погода улучшилась, дождя небыло. Мы планировали в этот день пройти 32 км. Уменьшение дневного перехода было связано с тем что было много больных. Прктически все страдали простудой, несколько человек, в том числе и я, страдали животом. Организм с трудом перестраивался к таким нагрузкам и условиям жизни. Ночёвка была организована в д. Яблоневка. Там мы появились уже в 17:30. Нас удивило то, что скорость заметно выросла. Однако это не удивительно, т.к. дождя небыло и все, люди и кони приободрились и увеличили скорость хода. Ночевали в палатках, по четыре человека . Вполне комфортно. Четвёртый день был начат выходом на маршрут в 10:00. Шли в основном по грунтовкам. Одна гужевая лошадь набила себе шею. Конечным пунктом четвёртого дня было крупное село – Тёплое. Там мы заночевали за околицей уже за селом. Наш проход через село не остался незамеченным. Приезжали разные люди и интересовались кто мы такие и куда путь держим. Убедившись, что нас много, мы все большие и сильные мужчины и поживиться у нас нечем, убирались восвояси. Охрану лошадей на ночь мы, на всякий случай, усилили и вооружили. Дело в том, что в тамошних краях, из-за плохой дорожной сети, расцветает коневодство. Ну и соответственно конокрадство. На вечернем совете, учитывая то, что мы в этот день прошли 35 км и пришли на стоянку очень рано, около 18:00, было принято решение увеличить переход следующего дня до 50-ти км. Весь этот день я управлял телегой. Бойцы идущие пешком иногда стали подшучивать, что вот мол отцы командиры едут понимаш, а мы ноги бьём. Моё физическое состояние улучшалось, и я решил пятый день идти пешком сколько смогу. Утро пятого дня встретило нас ясным голубым небом и тёплым ветром. Грех было не использовать это по максимуму. Мы вышли из Тёплого в 9:00. Держа путь на Политово, на Гугуевку и с конечным пунктом в Верхней Павловке. Рядом с старым городищем г.Данкова. Практически это полкарты. Шли легко. Под Политово мы заблудились в полях и вышли не туда куда планировали. Но неожиданно найденный переезд через железную дорогу, не отмеченный на картах, позволил нам срезать петлю в пять километров. Дороги высохли и мы стремительно наступали. В 20:00 мы вышли на высокий берег Дона под Верхней Павловкой. Виды просто завораживающие. Ночевали в палатках, на берегу Дона, возле разрушенной водяной мельницы. Нам встретился пьяный мужик на Чероки, который узнав откуда мы идём, долго тёр глаза, говорил много удивлённых слов матом и уехал обещав вернуться с мясом и яйцами. Он не вернулся. Чему мы, кстати, не особо и горевали. Команда, уставшая и гордая от своих успехов немного расслабилась и это негативно сказалось, на следующий день. Утром шестого дня собирались мы плохо и медленно. Погода начала портиться. Небо затянули тучи и стало ясно, что добром это не кончиться. Речь могла идти лишь о том, сколько мы успеем пройти до того как разверзнутся хляби небесные. Марш был трудным. Ноги растёрты были уже у всех. Кроме того, мы сделали, по моей вине крюк в пять километров. Мы вышли из деревни не по той дороге и к асфальту на д.Полибино. С другой стороны, нам не пришлось форсировать ужасный овраг под Полибино. Насколько это было правильно судить не берусь. В следующий раз пойдём прямо на овраг и сравним трудозатраты. Кстати, преодоление оврагов выглядит так. Вниз телега идёт придерживаемая сзади тремя-четырьмя человеками, выполняющими роль тормозов. Это особенно актуально в дождь. Наверх, наоборот, люди сзади толкают телегу, т.к. лошадь может несправиться. Очень интересный акробатический номер. Когда мы достигли с. Грибоедово, первой нашей остановки уже на Тульской земле, было уже понятно что до д.Куликовка мы недойдём. Пошёл сильный дождь. Все промокли до костей. Температура начала неуклонно падать. К вечеру дороги окончательно превратились в месиво. Глубина утопания ноги доходила до щиколотки. Немного спасали худы и плащи. Шли с песнями. Потому что просто идти становилось невозможно. В сердце поднималась та непоколебимая решимость, когда понимаешь, что остановка это практически смерть, помощи ждать неоткуда. Нам надо было дойти до д.Курцы. Мы дошли. На зубах, на силе воли, но дошли. Тут наш сверхзавхоз, Торвальд, нашёл брошенный дом. Это была поистине новость оживившая отряд. Горячая еда, сухое помещение. Мокрое сняли, одели сухое и упали в сон. Караулы выставили всё равно. Нас ждал последний переход. Седьмой день. Мы идём последние 10 км. Дорога идёт вдоль берега Дона. Раскисшая грунтовка с лужами. Мы переоделись в наши самые достойные вещи. Одели самую целую обувь. После недолгих сборов, почистив копья кирпичами от завалившегося сарая, мы двинулись вперёд. Люди шли быстрее лошадей. Все хотели дойти. Шли строем, в колонне по два. Впереди пехота со знаменем, потом верховые и замыкал обоз. Кстати, наше знамя мы пронесли весь переход, все по очереди. В виду лагеря фестиваля, мы провели смотр нашего небольшого отряда, я двинул короткую речь и мы пошли вперёд. На месте феста была группа наших камрадов заброшенная туда транспортом. По идее она нас должна была встретить как родных готовым обедом, палатками и натянутым тентом. К сожалению, мы обманулись в своих ожиданиях. Мы вошли в лагерь. Народ не сразу понял что происходит, когда мы развернулись в шеренгу на центральной площади и построились. Мы вызвали к нам организатора феста, Олега Тульского, по нашему сценарию - главнокомандующего русским войском на Куликовом Поле. Я доложил о прибытие под знамёна русского войска Дружины Фёдора Елецкого, о том что нас 14 человек, мы готовы сражаться и просим разрешение на установку лагеря. После получения разрешения, было проведено короткое торжественное построение. После чего отряд встал на биваки. Поход подошёл к своему завершению. Выводы. Что нам неудалось. 1. Полностью отказаться от неаутента. Нами использовались вёдра для лошадей, некоторые бойцы часть пути прошли в обычной обуви, т.к. их развалилась, а раздобыть новую удалось только под конец перехода. Но большинство прошло весь путь в полном аутенте. Неаутентичным было кемповое имущество, т.к. мы пока не успели обзавестись многими нужными элементами. Наверстаем. 2. Использовать аутентичную снарягу на лошадей. Т.к. упряжи у нас нет, только телеги. А сёдла не разрешили использовать хозяева коней, я считаю правильно, надо подгонять одно к другому. Купим своих коней, тогда будем юзать историчные. 3. Взять с собой тяжёлое вооружение. Обоз должен быть больше. Или надо телеги с кузовами типа «полок». В среднем необходима одна телега на пять человек. И надёжные тенты на них. 4. Есть только историчную пищу. Основу рациона составляла гречневая каша. Но было много несистемных добавлений, они покупались в магазинах на пути следования. Что удалось. 1. Мы смогли пройти 212 км за семь дней, причём первый и последний дни были сокращёнными. Средний переход за день – ок35км. Это хорошая скорость. 2. Опробовать наши вещи в суровых условиях осеннего похода. Особую необходимость испытывали в худах, суконных плащах, длинных суконных кафтанах. Сукно – лучший материал для одежды в таком предприятии, оно мокрое греет и имеет интересную особенность – оно стекает. Стегачи в целом тоже выдержали испытание. В них было достаточно тепло. 3. Проверили наши телеги на надёжность. Теперь можно идти в любой переход, они выдержат. 4. Главное чего удалось добиться – слаженная работа команды. Никто не поругался, не ныл, не мешал другим. Все делали всё, шли к поставленной цели и достигли её. С такой командой можно теперь идти и в более трудные мероприятия. Следующее наше подобное мероприятие – зимний пеший переход Липовка – Каменка (45км) с одной ночёвкой. Идём на лыжах, снегоступах, в сопровождении одних саней. Ориентировочное время – конец января. Организаторы - ВИК «Рус» и ОДЮР. Готовьтесь.

Ответов - 0



полная версия страницы