Форум » » Старообрядчество на Дону » Ответить

Старообрядчество на Дону

dankovkazak: КАЗАЧЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Сборник научных трудов Ответственный редактор доктор экономических наук, профессор М.М. Загорулько Волгоград 2000 О.Ю. Редькина СТАРООБРЯДЧЕСТВО НА ДОНУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ДУХОВНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)1 Казачество Дона по своей вероисповедной принадлежности было далеко не однородным. Область Войска Донского являлась территорией распространения различных старообрядческих толков и согласий с самого возникновения раскола в Русской православной церкви. Появление первых раскольничьих городков на Дону, р. Медведице и р. Чир, образование старообрядческих скитов, борьба Московского правительства с казачьей вольницей и пресечение восстания сторонников «старой веры» на Дону в 1688-1689 гг. подробно рассматриваются в работах В.Г. Дружинина, Е. Овсянникова, А.Е. Катунского, Н.М. Никольского, С. Римского, СИ. Рябова и др.2 Однако история старообрядчества на Дону до сих пор мало исследована. Во-первых, в работах, посвященных данному вопросу, обычно употребляется общий термин «старообрядчество», без разделения на толки и согласия и объяснения вероисповедных и культовых отличий в каждом. Во-вторых, не определена география распространения старообрядчества, динамика численности верующих, количество действующих молитвенных домов. В-третьих, обычно обходят молчанием вопросы взаимоотношений старообрядцев с официальной православной церковью и между собой. Кроме того, наименее изученным периодом существования старообрядчества на Дону по-прежнему остается рубеж XIX—XX вв., хотя именно в это время складываются основные староверческие церкви и группы и в их жизнедеятельности, в связи с изменением российского законодательства, происходят кардинальные изменения. К источникам, наиболее полно описывающим религиозную ситуацию на Дону во второй половине XIX - начале XX в., необходимо отнести духовную периодическую печать: «Донские епархиальные ведомости» (ДЕВ) и старообрядческий цер-ковно-общественный журнал «Церковь» (в 1915 г. переименован в «Слово церкви»). «Донские епархиальные ведомости» -официальный печатный орган православной Донской епархии довольно часто на своих страницах помещал разнообразные материалы, посвященные истории распространения и современному состоянию «раскола» в области Войска Донского. Их можно систематизировать следующим образом. Вопросы раннего периода существования старообрядчества на Дону рассматривались в исторических публикациях, посвященных деятельности первых донских епископов или известных миссионеров3. Сведения о географическом распространении, вероисповедной принадлежности и численности старообрядцев и межконфессиональных отношениях содержались в отчетах о деятельности противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии, Донского епархиального противостарообрядчес-кого и противосектантского миссионерского комитета, в Ведомостях о присоединенных к православию раскольниках и лицах других вероисповеданий, в сообщениях священников о приходской жизни, об отдельных центрах старообрядчества. Интерес православного духовенства к данной тематике возрастал из года в год, что диктовалось необходимостью ведения активной миссионерской работы. Священный синод в 1904 г., идя навстречу просьбам епархиального начальства, разрешил ввести в «Донских епархиальных ведомостях» специальный раздел — «Раскол и сектантство». Основное содержание раздела составляли изложения бесед миссионеров Русской православной церкви со старообрядцами и сектантами, а также статьи о присоединении старообрядцев к православию. Целью данных публикаций была подготовка православных миссионеров для ведения догматических споров со старообрядцами различных толков, поэтому в них уделяется больше, чем в других материалах, внимания вероисповедным и культовым отличиям старообрядческих направлений, существовавших на Дону. Другим источником, характеризующим жизнедеятельность старообрядческих общин Дона в начале ХХ в., стал журнал «Церковь», выпускавшийся старообрядцами, приемлющими Бе-локриницкую иерархию. Начиная с 1906 г. на его страницах в разделе «Церковно-общественная жизнь» публиковались заметки с мест, рассказывающие о состоянии приходов, открытии храмов, развитии духовного образования, взаимоотношениях с официальной церковью. Донская епархия во второй половине XIX — начале XX в. являлась первой в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В середине 70-х гг. XIX в. казаков-старообрядцев различных толков и согласий насчитывалось около 80 тыс.4, в 1903 г. — около 130 тыс.5, и в 1909 г., по одним данным, — 129 тыс.6, а по другим — около 140 тыс. чел.7, в то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло 2 млн чел., а население самой Донской епархии составляло около 2,5 млн чел. На основе выборки и анализа материалов «Донских епархиальных ведомостей» и журнала «Церковь» была предпринята попытка определить географию расселения старообрядцев на Дону. Таблица 1 Распространение старообрядчества на территории Донской епархии Населенный пункт Источник х. Алексеев ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 39. С. 917 ст-ца Аксайская ДЕВ. 1916. № 11. С. 125 ст-ца Арчадинская Там же. 1889. № 13. С. 58. ст-ца Атаманская Там же. 1895. № 17. С. 397 ст-ца Баклановская Там же. 1891 № 1. С. 37 х. Белянинский ст-цы Мариинской Там же. 1891. № 6. С. 217 ст-ца Березовская Там же. 1895. № 17. С. 397 ст-ца Богоявленская Там же. 1912. № 8. С. 119 х. Боков ст-цы Еланской Там же. 1904. № 21. С. 616 х. Б. Козинки 8 Церковь. 1913 г. № 12. С. 292 х. Б. Медведев Там же. 1913 г. № 14. С. 340 х. Больше-Мечетный ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 х. Большой ст-цы Мариинской Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Бугаковский ст-цы Голубинской Там же. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Верхне-Каргалинская Там же. 1891. № 13. С. 501 ст-ца Верхне-Курмоярская Там же. 1895. № 17. С. 397 ст-ца Верхне-Чирская Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Висловский ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 579 х. Воробьев Церковь. 1913 г. № 6. С. 147 ст-ца Глазуновская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 х. Гурьев ст-цы Атаманской Там же. 1912. № 1. С. 15 х. Денисов Ростовского-на-Дону округ Там же. 1907. № 34. С. 1042 х. Дурновский ст-цы Константиновской Слово церкви. 1915. № 23. С. 551 х. Евлампиевский ст-цы Голубинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Елисаветинская Там же. 1891. № 15. С. 601 ст-ца Есауловская Там же. 1889. № 13. С. 582 х. Задонско-Кагальницкий ст-цы Богоявленской Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Западенка ст-цы Манычской Там же. 1904. № 24. С. 487 х. Ильевка ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582 х. Калач-на-Дону Церковь. 1913 г. № 11. С. 269 ст-ца Камышевкая ДЕВ. 1891. № 13. С. 502 ст-ца Каргальская Там же. 1912. № 8. С. 118. х. Карнаухов ст-цы Цимлянской Там же. 1889. № 20. С. 907 х. Качалинский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1889. № 13. С. 582 х. Киреев ст-цы Островской Там же. 1912. № 7. С. 161 ст-ца Клетская Там же. 1891. № 13. С. 501 ст-ца Кобылянская Там же. 1889. № 13. С. 583 х. Костырки Там же. 1895. № 17. С. 396 х. Крутинский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 23. С. 465 х. Кумский Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Куприяновский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511 х. Липовский 9 ст-цы Нижне-Чирской ДЕВ. 1889. № 13. С. 582 х. Логовский ст-цы Верхне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Малодельская Там же. 1889. № 20. С. 907 х. Малозападенский ст-цы Манычской Там же. 1895. № 17. С. 490 ст-ца Манычская Там же. 1889. № 15. С. 683 ст-ца Мариинская Там же. 1812. № 8. С. 119 ст-ца Мелеховская Там же. 1889. № 18. С. 823 ст-ца Милютинская Там же. 1889. № 13. С. 582 х. Михайлов ст-цы Ермаковской Там же. 1907. № 34. С. 1042 х. Морозов Церковь. 1913. № 3. С. 64 х. Набатнов ст-цы Голубинской Слово церкви. 1915. № 9. С. 220 ст-ца Нагавская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 х. Нагольный ст-цы Верхне-Курмоярской Слово церкви. 1915 № 49. С. 1102 х. Нижне-Кибиревский ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 х. Нижне-Рубежный ст-цы Суворовской Там же. 1916. № 46–47. С. 704. х. Нижне-Солоновский ст-цы Нижне-Чирской Там же. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Нижне-Чирская Церковь. 1913 г. № 2. С. 49 х. Никишиных с. Ольховатки. Слово церкви. 1915. № 31. С.726 х. Ново-Аксайский ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 ст-ца Новоалександровская Там же. 1889. № 18. С. 822 г. Новочеркасск Церковь. 1913 г. № 40. С. 972 ст-ца Новочеркасская ДЕВ. 1891. № 15. С. 601 х. Овчинников Церковь. 1913 г. № 28. С. 686 ст-ца Ольгинская ДЕВ. 1891. № 15. С. 601 ст-ца Островская Там же. 1895. № 17. С. 396 х. Павлов ст-цы Константиновской Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Пирожковский 10 Семикаракорского благочиния Там же. 1889. № 20. С. 907 х. Попков ст-цы Островской Церковь. 1913 г. № 2. С. 47; ДЕВ. 1904. № 23. С. 462 х. Потапов ст-цы Верхне-Каргалинской ДЕВ. 1889. № 13. С. 578 ст-ца Пятиизбянская Там же. 1889. № 14. С. 655 ст-ца Распопинская Там же. 1891. № 23. С. 994 ст-ца Романовская Там же. 1889. № 13. С. 578 г. Ростов-на-Дону Там же. 1889. № 13. С. 583 х. Самодуровский ст-цы Пятиизбянской Там же. 1904. № 24. С. 487 х. Свинарев ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 17. С. 502 ст-ца Скуришенская Там же. 1889. № 13. С. 581 ст-ца Старочеркасская Там же. 1889. № 15. С. 683 х. Суровикин ст-цы Верхне-Чирской Церковь. 1913. № 14. С. 339 ст-ца Таубевская Там же. № 18. С. 444 ст-ца Терновская ДЕВ. 1891 № 1. С. 37 х. Титов ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232 х. Трудниковский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511 ст-ца Усть-Белокалитвенская ДЕВ. 1889. № 15. С. 683 х. Фролов ст-цы Краснощековской Там же. 1916. № 46–47. С. 704 ст-ца Хомутовская Там же. 1889. № 18. С. 823 ст-ца Цимлянская Там же. 1889. № 13. С. 578 х. Щербово-Нефедовский ст-цы Усть-Белокалитвенской Там же. 1904. № 8. С. 232 х. Чернышевский ст-цы Атаманской Слово церкви. 1915. № 21. С. 511 ст-ца Чернышковская ДЕВ. 1889. № 13. С. 581 ст-ца Чертковская Там же. 1891. № 13. С. 502 слобода Чистяковка Усть-Медведицкого округа Там же. 1891. № 16. С. 653 Считаем необходимым оговорить, что данные, сведенные в таблицу, не претендуют на исчерпывающее описание, так как здесь названы лишь те населенные пункты, которые упоминались на страницах духовной периодической печати. Полный список населенных пунктов, где проживали старообрядцы, практически составить невозможно по следующим причинам. Во-первых, далеко не все географические наименования указывались полностью. Например, в статье о ст. Пятиизбянс-кой говорилось, что как сама станица, так и относящиеся к ней тридцать хуторов (наименования не приводились) населены практически одними старообрядцами11. Практически сплошь старообрядческое население проживало в ст. Верхне-Чирской с хуторами12. Во-вторых, составляя такой список, нельзя ориентироваться и на официальные данные об открытыхмолельнях или молитвенных домах старообрядцев. По сведениям Областного правления, в 1903 г. в Донской области существовало с разрешения гражданской власти только 22 молитвенных дома. Однако на самом деле их было гораздо больше: в Цимлянском округе из 47 молитвенных домов только 2 были открыты официальным путем13. Ценным дополнением к определению географии расселения старообрядцев являются сведения об их конфессиональной принадлежности. Хотя зачастую старообрядцы, принадлежавшие к различным толкам и согласиям, проживали на территории одного населенного пункта, но все же в основном старообрядцы, приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы), и приемлющие Белокриницкую иерархию, проживали по р. Чир, Медведице, а представители различных беспоповских согласий — главным образом по р. Калитве14. Как уже отмечалось выше, в разделе «Раскол и сектантство» уделялось много внимания вероисповедным и культовым отличиям старообрядческих направлений, существовавших на Дону. На страницах «Донских епархиальных ведомостей» упоминаются следующие старообрядческие толки и согласия: по-повцы — приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы)15, и приемлющие Белокриницкую иерархию (иногда их называли «австрийцами»)16; беспоповцы17 — поморцы (старопоморцы)18, средники19. По численному составу на 1903 г. наибольшее распространение имели беглопо-повский (46 036 чел.) и белокриницкий (47 377 чел.) толк20. Отмечалось, что из всех старообрядческих групп постепенно усиливается Белокриницкая иерархия21. Этому способствовала активная деятельность епископа Московского Иоанна (Карту-шина), уроженца х. Попкова станицы Островской, старообрядческих миссионеров и монастырей. Кроме молитвенных домов на территории области Войска Донского существовало в 1903 г. 2 женских монастыря и 1 мужской скит22. Один женский23 и мужской24 были основаны старообрядцами, приемлющими Белокриницкую иерархию, а один женский принадлежал старопоморскому согласию25. Начиная со второй половины XVIII в. православная церковь на территории области Войска Донского постоянно вела миссионерскую работу среди старообрядцев. Для выполнения этой задачи были учреждены: Увещевательная комиссия рас-кольников26, Противораскольническая и противоеретическая миссия Донской епархии, Донской епархиальный противоста-рообрядческий и противосектантский миссионерский комитет. В начале ХХ в. епархия была разделена на 6 миссионерских округов (Аксайский, Березовский, Каменский, Нижне-Чирский, Цимлянский и Чернышковский), в которых проводились регулярные беседы православных священников со старообрядцами27. В 1903 г. было проведено 558 собеседований28, в 1909 г. — 64729. Несмотря на то что в Донских епархиальных ведомостях регулярно печатались списки «вернувшихся в лоно» православной церкви старообрядцев, все же, как признавали сами православные иерархи, такие переходы были довольно редки. Неудачи в миссионерской деятельности объяснялись обычно следующими причинами: крепкими традициями в старообрядческих семьях; общинным строем управления религиозными делами; удаленностью хуторов от православных храмов. Зачастую переходы совершались не прямым присоединением к официальной церкви, а переходом в единоверие. Павел I в 1800 г. утвердил правила единоверия, разработанные в конце XVIII в. митрополитом Московским Платоном. Согласно ним, старообрядцы, переходя в единоверие, сохраняли свою обрядность, но в организационном отношении полностью сливались с официальной церковью. Служба в единоверческой церкви велась по старопечатным книгам по старообрядческим канонам, но священники назначались епархиальными властями и им же подчинялись. В Донской области единоверие стало вводиться в 40-х гг. XIX в. епископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием. В 1841 г. в единоверие пожелали перейти 730 старообрядцев станицы Верхне-Каргалин-ской, 108 — станицы Камышевской и 121 — станицы Романовской. В результате этого в станице Верхне-Каргалинской 14 мая 1841 г. был открыт первый единоверческий храм30. Единоверие пускает глубокие корни на Дону в конце 60-х — первой половине 70-х гг. XIX в. Активную проповедь единоверия среди старообрядцев вел игумен московского единоверческого Никольского монастыря о. Павел во время своих поездок по донским станицам в 1872—73 гг., 1873—74 гг. и 1875—76 гг. Под влиянием бесед с ним в единоверие переходит ряд священников Белокриницкой иерархии, основываются единоверческие храмы в х. Самохином ст. Кобылянской и в ст. Нижне-Чирской31. По клировым ведомостям за 1903 г., единоверческих церквей и молитвенных домов в Донской епархии значилось 28, приходских священников — 28 и прихожан — 9178 чел. Существовали следующие единоверческие приходы: Сухановский, Нагавский, Карнауховский, Лозновский, Великановский, Атаманский, Кололовско-Пристанский, Верхне-Кибиреевский, Любимовский, Диевский, Нижне-Чирский, Калачевский, Ма-лодельский, Ляпичевский, Новочеркасский, Манычский, Потаповский, Пирожковский, Морозовский, Чернышевский, Шестаковский. В 1903 г. решено открыть новую единоверческую церковь в х. Щербово-Нефедовском ст. Усть-Белокалитвенский32. В 1909 г. было открыто три новых единоверческих прихода при церквах х. Шебалина, Гурьева и Ясырева, после чего в епархии количество единоверческих храмов достигло тридцати33. 31 октября 1911 г. состоялось освящение единоверческого храма в х. Ки-реевом ст. Островской. Насление этого хутора (3 тыс. чел.) состояло в основном из старообрядцев, приемлющих Белокриниц-кую иерархию34. Однако больше всего сведений о наличии единоверческих приходов содержалось в постоянной рубрике «Донских епархиальных ведомостей» — «Ведомости о присоединенных к православию раскольниках и лицах других вероисповеданий», на основе которых была составлена таблица 2. Еще одним сюжетом, который довольно подробно освещался как на страницах «Донских епархиальных ведомостей», так и журнала «Церковь», стали отношения старообрядцев с официальной православной церковью и между собой. Тон статей в «Донских епархиальных ведомостях», посвященных старообрядческой тематике, отличается агрессивностью. Обычным является употребление терминов «раскольники», «заблудшие» и т. д. по отношению к старообрядцам. Начиная со второй половины XVII в. периодически проводились правительственные преследования старообрядцев36. В середине XVIII в. действовала Следственная комиссия о раскольниках в Войске Донском, которая была распущена лишь в мае 1765 г.37 12 сентября 1765 г. ей на смену пришла Увещевательная комиссия, обычными методами которой, наряду с призывами отречься от «безрассудного суеверия», были аресты старообрядцев, содержание под караулом, порка плетьми, взыскание штрафов. Однако желаемых результатов не принесли даже силовые меры: значительное число казаков продолжало исповедовать веру отцов38. Таблица 2 Единоверческие церкви Донской епархии Населенный пункт Церковь Источник х. Атаманский Николаевская ДЕВ. 1911. № 8. С. 125 х. Бугораев – Там же. 1904. № 3. С. 44 х. Великанов Цимлянского благочиния Троицкая Там же. 1911. № 8. С. 125 ст-ца Верхе-Каргалинская Александро-Невская Там же. 1889. № 13. С. 579 х. Верхне-Кибиреевский Нижне-Чирского благочиния Успенская Там же. 1889. № 13. С. 581 х. Вифлянцев Ермаковского благочиния Успенская Там же. 1891. №. 6. С. 217; 1912. № 33. С. 554 х. Диев Чернышевского благочиния Свято-Духовская Там же. 1912. № 2. С. 39 х. Есаулов – Там же. 1911. № 34. С. 519 Калач-на-Дону – Церковь. 1913 г. № 11. С. 269 х. Карнаухов ст-цы Цимлянской – ДЕВ. 1904. № 2. С. 30 х. Киреев ст-цы Островской – Там же. 1912. № 7. С. 161 х. Кололовский Пристанок – Там же. 1891. № 15. С. 602 х. Лазнов – Там же. 1891. № 13. С. 502 х. Любимов Ермаковского благочиния – Там же. 1891. № 15. С. 600; 1907. № 32. С. 974 х. Ляпичев ст-цы Пятиизбянской Троицкая Там же. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Малодельская Успенская Там же. 1907. № 32. С. 974 ст-ца Манычская – Там же. 1907. № 27. С. 788 х. Медведев Глазуновского благочиния Покровская Там же. 1907. №. 6. С. 158 х. Моисеев – Там же. 1904. № 3. С. 44 х. Морозов35 Семикара-корского благочиния Сергиевская Там же. 1907. № 32. С. 974 ст-ца Нагавская – Там же. 1904. № 2. С. 29 г. Новочеркасск Успенская Там же. 1889. № 15. С. 683 ст-ца Нижне-Чирская Петро-Павловская Там же. 1889. № 13. С. 582 ст-ца Николаевская Троицкая Там же. 1891. № 6. С. 217; 1911. № 7. С. 113 х. Пирожковский Семикара-корского благочиния Воскресенская Там же. 1889. № 13. С. 579; 1907. № 23. С. 666 х. Потаповский Семикара-корского благочиния – Там же. 1912. № 2. С. 38 х. Рабичево-Задонский Семи-каракорского благочиния – Там же. 1912. № 2. С. 38 х. Самохин ст-цы Кобылянской – Там же. 1876. № 7. С. 203 ст-ца Старо-Нагавская Вознесенская Там же. 1911. № 8. С. 125 х. Суханов Нижне-Чирского благочиния Успенская Там же. 1889. № 13. С. 582; 1911. № 7. С. 111 ст-ца Чернышевская Казанская Там же. 1907. № 23. С. 666 х. Шебалин – Там же. 1904. № 25. С. 526 х. Шестаков Вознесенская Там же. 1911. № 7. С. 112 х. Щербово-Нефедовский ст-цы Усть-Белокалитвенской Вознесенская Там же. 1907. № 19. С. 539 х. Ясыревский Семикара-корского благочиния Вознесенская Там же. 1912. № 2. С. 38 Во второй половине XIX в. положение старообрядцев хотя и было облегчено Законом от 3 мая 1883 г., но все же многие ограничительные меры продолжали действовать. В частности, старообрядцам по-прежнему сложно было открыть молитвенный дом. Как уже отмечалось выше, большинство из них действовали без официального разрешения. В миссионерских отчетах неоднократно упоминаются судебные преследования по поводу самовольного устройства молелен староверами. По этому поводу привлекались к судебной ответственности казак Ря-бинин (1888 г.) и казачка Сорокина (1897 г.). Они были оправданы, так как сумели доказать, что молитвенные собрания проходили не в специальной постройке, а в жилом доме частного лица39. Драматичнее развивались события, связанные с открытием старообрядческого монастыря в балке Петипской в юрте ст. Пятиизбянской. В 1882 г. белокриницкий епископ Си-луян освятил место в саду в балке Петипской, купленном казаком-старообрядцем Акимом Богаевым. Здесь в 1883 г. старообрядческие иеромонах Климент и инок Герасим построили моленную, которую также освятил епископ Силуян. На торжественное освящение собралось до 5 тысяч старообрядцев. Приходской священник В. Орлов донес о торжестве старообрядцев епархиальному начальству. Было начато судебное следствие. Старообрядцы спрятали от судебного следователя все предметы, относящиеся к богослужению, но храм был опечатан. К судебной ответственности были привлечены епископ Силуян и иеромонах Илья (А. Богаев). По решению Усть-Медведицкого окружного суда 18 мая 1885 г. они были приговорены к 8 месяцам тюремного заключения, храм же должен быть сломан. Это решение было отменено Харьковской судебной палатой, так как адвокатам старообрядцев удалось убедить суд, что в Петип-ской балке был построен не монастырь, а дом призрения дляпрестарелых безродных казаков-старообрядцев по разрешению войскового наказного атамана40. Тем не менее гонения не прекратились. Окружной начальник, посетивший монастырь, объявил, что ни один человек, не принадлежащий к числу проживающих в ст. Пятиизбянской, не может оставаться здесь, упорствующие будут отправлены на родину этапным порядком. После этого монастырь, превратившийся в богадельню, запустел. В нем осталось около двух десятков монахов и игумен Илья (А. Бо-гаев). На просьбу старообрядцев о строительстве моленной в монастыре войсковой наказной атаман ответил отказом под предлогом, что в х. Кумском (в трех верстах от монастыря) уже существовала моленная. Монахи были вынуждены совершать богослужение тайно. В трапезной был поставлен походный алтарь, где, так же как и в своей келье, до середины ноября 1886 г. игумен Илья совершал богослужение. Полиция, судебный следователь и прокурор Усть-Медведицкого суда неоднократно производили обыски в монастыре, конфисковали священные предметы и отправили их на экспертизу в Донскую духовную консисторию. 22 января 1887 г. Дело о моленной разбиралось в ст. Нижне-Чирской Усть-Медведицким окружным судом. Игумен Илья был приговорен к 8 месяцам тюремного заключения. Не помогла и апелляция: Харьковская судебная палата признала его виновным в превращении трапезной в молитвенный дом и осудила его на 3 месяца тюрьмы41. Действия священников официальной православной церкви, выступавших в роли инициаторов преследований старообрядцев, естественно, не могли способствовать улучшению межконфессиональных отношений.

Ответов - 1

dankovkazak: Ситуация продолжала оставаться напряженной и в начале ХХ в., хотя юридическое и социально-политическое положение старообрядцев после издания Манифеста 26 февраля 1903 г., Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», Манифеста 17 октября 1905 г., Постановления октября 1906 г. было серьезно облегчено: старообрядцы были фактически переведены из «гонимых» в ранг «терпимых» исповеданий в Российском государстве. Наглядным свидетельством изменения общественно-политического статуса старообрядцев стал выход с 1906 г. журналов «Церковь» («Слово церкви»), «Щит веры». В журнале «Церковь» в разделе «Церковно-общественная жизнь» и Отчетах миссионерских комиссий в «Донских епархиальных ведомостях» рисуется подъем жизнедеятельности старообрядческих общин области Войска Донского. В 1903 г. начинается активная работа в станицах Атаманской, Нагавской, Цимлянской миссионеров Белокриницкой иерархии42. Общество х. Воробьева 8 ноября 1912 г. открыто праздновало престольный праздник Михаила Архангела. Была совершена литургия, пел хор, храм был окроплен святой водой, и совершен крестный ход вокруг храма43. В х. Овчинникове 23 мая 1913 г. на праздник Вознесения Господня община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, совершила торжественный молебен, крестный ход к колодцу, где освятили воду. После этого был освящен колокол и поднят на колокольню при храме Успения Божией Матери. После освящения колокола крестный ход вернулся в храм, где и был окончен молебен44. В х. Ка-лач-на-Дону 7 июня 1915 г. были подняты кресты на вновь пристроенную к молитвенному дому колокольню (до этого колокольня была на столбах). Колокола были подняты на колокольню 24 мая45. Начинают созываться епархиальные старообрядческие съезды для решения текущих дел епархии. Подобные съезды прошли в г. Новочеркасске 15—19 мая 1912 г.46 и 14—18 мая 1913 г.47 Большие перемены произошли и в области просвещения. При Рогожском кладбище в Москве 10 сентября 1912 г. был открыт Старообрядческий институт. Среди учеников 1-го класса были представители Донской, Кубанской, Терской областей и Саратовской губернии. В числе поступивших было 9 казаков. Председателем попечительского совета института был Степан Павлович Рябушинский48. В 1912 г. открылся ряд училищ в старообрядческих приходах и общинах. Одним из них стало училище в г. Новочеркасске. Инспектор народных училищ обещал отпускать средства на это училище из войсковых сумм49. 9 сентября 1912 г. старообрядческая начальная школа при Покровс-ко-Дмитриеской церкви г. Новочеркасска приняла первых учеников — 14 мальчиков и 16 девочек. Основателем школы, так же как и храма, был Д.Ф. Байдалаков. Обучение в школе было бесплатное, детям выдавались учебные пособия. Школой заведовал учитель-старообрядец Петр Константинович Журбин. В программу обучения включались Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание, славянский язык и церковное пение. С августа 1913 г. в школе был введен второй класс50. Количество учащихся достигло 45 чел.51 В х. Б. Козинки Министерством народного просвещения было открыто училище для детей старообрядцев. Законоучителем здесь служил священник о. Хрисанф Молочков. Старообрядцы х. Б. Козинки ходатайствовали об открытии в их хуторе 2-классного училища. С осени 1913 г. года козинцы принялись за постройку школьного здания и роскошного старообрядческого храма, на который было ассигновано 35 тыс. руб.52 Изменилось и отношение гражданских властей к старообрядцам, они более охотно стали идти навстречу пожеланиям старообрядцев, касающихся открытия новых общин и храмов. Так, в 1913 г. Областное правление Войска Донского, получив просьбу от 53 старообрядцев-белокриничников об открытии в Ростове-на-Дону Ростово-Нахичеванской старообрядческой общины, с распространением ее деятельности на города Ростов и Нахичевань-на-Дону, разрешило ее образовать, утвердив наставником священника Ф.М. Привалова53. В 1913 г. в х. Ляпи-чев приезжал атаман области Войска Донского, находившийся в инспекционной поездке по случаю чумы в соседней с хутором крестьянской слободе Ново-Петровке. Атаман посетил старообрядческий храм, где его встретил местный священнник о. Мина Козлов. Атаман молился в храме и приложился к кресту54. Активизация жизнедеятельности старообрядческих общин была негативно воспринята официальной православной церковью. Православные миссионеры начинают объяснять неудачи в своей работе попустительством старообрядцам со стороны полиции и гражданских властей. Действительно, войсковые власти, руководствуясь новыми законами, были вынуждены призывать к порядку и сдерживать пыл привыкших не церемониться с «раскольниками» православных пастырей. На этой почве неоднократно возникали конфликтные ситуации. В х. Попкове старообрядцы в 1913 г. совершили публичное богослужение. Местный православный священник развязал в связи с этим открытую войну. По этому случаю возникла переписка между представителями власти, закончившаяся разъяснением Департамента духовных дел МВД, что старообрядцы имеют правосовершать публичные богослужения. В журнале «Церковь» приводятся копии документов, направленные войсковым наказным атаманом окружному атаману Усть-Медведицкого округа и окружным атаманом участковым заседателям, полицейским приставам и волостным старшинам Усть-Медведицкого округа. В них отмечается, что местные власти должны строго следить за недопустимостью разжигания розни между православными и старообрядцами. Священник Леонтий Носаев, пытавшийся запретить публичное моление старообрядцев, обязывался дать расписку о том, что такого впредь не повториться55. В х. Морозове старообрядцы совершали крестный ход во главе с белокриницким епископом Геннадием. Единоверческий священник Михаил Григорьев настроил свою паству против этого. При прохождении крестного хода ни единоверцы, ни сам о. М. Григорьев даже не сняли шапок56. Совет Николаевской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии ст. Таубевской, желая отпраздновать 300-летие Дома Романовых, решил провести публичный молебен и крестный ход. Совет общины уведомил об этом полицейского пристава х. Любимова. Однако пристав Чипликов запретил проведение крестного хода. Председатель общины Ф.М. Турченков направил телеграмму наказному атаману Войска Донского с просьбой разъяснить недоразумение. В тот же день, 20 февраля, был получен ответ, разрешавший проведение крестного хода. В крестом ходу приняло участие множество старообрядцев из окрестных хуторов57. Продолжали возбуждаться и уголовные дела против старообрядцев. 28 января 1913 г. в ст. Нижне-Чирской слушалось дело старообрядческого начетчика И.В. Шурашова. Его обвиняли в том, что он на публичной беседе порицал господствующую церковь, а св. мощи называл колодами. Обвиняемому суд не позволил ссылаться на те материалы, которые приводят в беседах старообрядческие начетчики и в которых, действительно, говорится, что в некоторых храмах господствующей церкви вместо действительных мощей угодников Божиих прикладываются к «издолбленным колодам». Состав суда присяжных состоял из одних членов господствующей церкви. Они признали Шурашова виновным, и суд приговорил его к заключениюв крепости на один год58. В четырех хуторах станицы Атаманской: Алексеевском, Куприяновском, Чернышевском и Труд-никовском — проживало 62 двора старообрядцев. 9 марта 1914 г. белокриницким епископом Геннадием руководить приходом был назначен священник Иоанн Текулев. На Пасху в 1914 г. старообрядцы совершили крестный ход по приходу. Православный священник, проживающий в станице Атаманской, донес об этом в полицию. Последняя препроводила о. Иоанна к мировому судье 8 участка Сальского округа. 10 апреля 1915 г. дело должно было разбираться на открытом судебном заседании, но мировой судья прекратил его до суда59. Подобные конфликты позволили старообрядцам характеризовать отношение к себе православной церкви следующим образом: «...Что же касается ведомства господствующей церкви — многочисленных ее архиереев и иереев, синодских и консисторских чиновников, миссионеров, присяжных богословов и т. п. официальных служителей, — то все они, за редкими единичными исключениями, живут острой ненавистью и непримиримой враждой к старообрядчеству»60. Отмечалось, что нетерпимо к старообрядцам относятся как синодальные, так и единоверческие священники. Негативное отношение православных священников порождало ответное противодействие. В казачьих хуторах, где перевес в населении составляли старообрядцы, переход в православие был крайне затруднен. Атаман-старообрядец х. Крутинского ст. Усть-Белокалитвенской арестовал казачку Евфросинью Черникову, которая хотела перейти в православие. Атаман х. Михайлова ст. Ермаковской убеждал казака Василия Петрова, перешедшего в православие, вернуться к вере отцов. Когда тот отказался, хуторской сход постановил лишить Петрова половины пая земли61. Как уже отмечалось выше, усиливается и миссионерская работа старообрядцев. В х. Б. Медведев за шесть лет службы белокриницкий священник о. Гавриил Ларин присоединил к Белокриницкой иерархии от беглопоповцев и единоверцев 150 душ62. Более терпимые отношения складывались между представителями различных старообрядческих толков и согласий. В журнале «Церковь» отмечалось, что беглопоповцы с белокриничникамине сообщаются ни в молитве, ни в пище, считая это за большую ересь, так как белокриничники — это «пропащие». С другой стороны, совершенно не было запретов на браки: «Детей своих отдают к нам в замужество»63. В старообрядческое бело-криницкое училище г. Новочеркасска отдавали детей и старообрядцы, не приемлющие священства (беспоповцы)64. Завершая краткий очерк жизнедеятельности старообрядчества Дона во второй половине XIX — начале ХХ в., хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на территории области Войска Донского значительную часть населения составляли старообрядцы различных толков и согласий. Взаимоотношения между государственной православной церковью и старообрядцами на протяжении веков продолжали оставаться крайне напряженными. Накал страстей не утих даже после принятия ряда законодательных актов на рубеже XIX—ХХ вв., направленных на нормализацию положения старообрядцев в Российском государстве. Религиозная рознь, конфессиональная нетерпимость даже внутри такого сплоченного этноса, как казачество, явились ярким примером глубинных противоречий, раздиравших российское общество в начале ХХ в., внесших свою лепту в углубление кризисной ситуации, сложившейся в России в 1917 году. Примечания 1 Исследование проведено в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) ¹ 98-02-02300. 2 См.: Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889; Овсянников Е. Святитель Митрофан первый епископ Воронежский как борец со старообрядческим расколом в Донской Украйне // Донские епархиальные ведомости (Далее — ДЕВ). 1904. ¹ 7. С. 200— 206; Катунский А.Е. Старообрядчество. М., 1972; Никольский Н.М. История Русской Церкви. Минск, 1990; Римский С. Казачество, религия, терпимость // Международная жизнь. ¹ 7. С. 89—97; Рябов С.И. История родного края XVI—XIX вв. Волгоград, 1989. 3 См.: Овсянников Е. Указ. соч.; Снесарев Н. Деятельность Русской Церкви против раскола со времени Великого Московского собора // ДЕВ. 1875. ¹ 8—12; Материалы для истории раскола в Донской области // ДЕВ. 1876. ¹ 5. С. 147—150; ¹ 6. С. 176—180; и др. 4 ДЕВ. 1896. ¹ 7. С. 203. 5 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // ДЕВ. 1904. ¹ 22. С. 422. 6 ДЕВ. 1911. ¹ 27. С. 695. 7 Отчет Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета за 1909 г. // ДЕВ. 1911. ¹ 9. С. 145. 8 Здесь и далее, где наименование станицы, к которой принадлежал хутор, не названо, оно отсутствует в источнике. 9 Иногда встречается название х. Липов. (ДЕВ. 1889. ¹ 13. С. 582). 10 Иногда встречается название «х. Пирожок». (ДЕВ. 1907. ¹ 23. С. 666). 11 Из недавнего прошлого станицы Пятиизбянской // ДЕВ. 1889. ¹ 14. С. 655. 12 ДЕВ. 1904. ¹ 22. С. 423. 13 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 24. С. 476. 14 Отчет о деятельности Противораскольнической и противо-еретической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 24. С. 475—476. 15 Беглопоповцы — одно из направлений старообрядцев-попов-цев, сформировавшееся в конце XVII в. Свою церковную иерархию пополняли за счет православного духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. (См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994. С. 47). 16 Белокриницкая иерархия — крупнейшая старообрядческая церковь поповского направления. Название происходит от с. Белая Криница (Австрийская Галиция), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Годом образования считается 1846 г., когда Босносараевский митрополит Амвросий присоединился к старообрядчеству и возглавил Белокриницкую церковь. (См.: Там же. С. 49). 17 Беспоповцы — последователи одного из главных направлений, на которое разделилось старообрядчество в середине 90-х гг. XVII в. Они отрицали необходимость священников для спасения души. По их мнению, «каждый христианин есть священник». Беспоповщина не представляла собой единого целого и распадалась на множество течений, толков, согласий. Наиболее ранние толки — поморский, федо-сеевский, спасовский, возникновение которых относится к XVII в. (См.: Там же. С. 52). 18 Поморский толк (поморцы) — умеренное течение в беспоповщине. Первая община была основана на р. Выге (Поморье) в 1695 г. дьячком Данилой Викулиным и братьями Денисовыми. Первоначально они отрицали царскую власть, не принимали попов, объявили брак потерявшим смысл в связи с близким концом света. В концеXVIII в. поморцы приняли молитву за царя, согласились на двойную подать и рекрутскую повинность, часть из них («новопоморцы») признали необходимость брака, а часть («старопоморцы») — нет. (См.: Там же. С. 360). 19 Средники — одно из беспоповских направлений. Название получили по дню недели — среде, которую праздновали как день отдыха. Кроме того, они вели счет лет от Сотворения мира, так как полагали, что только так можно правильно определить день празднования Пасхи. (См.: Артемьев И. Секта средников и опыт борьбы с нею // ДЕВ. 1912. ¹ 27 С. 794 — 795; ¹ 32. С. 997—1001; ¹ 34. С. 1061—1071). 20 Беспоповцы же насчитывали в своих рядах 30 683 человек. (Отчет о деятельности Противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 22. С. 422). 21 Там же. ¹ 23. С. 462. 22 Там же. ¹ 24. С. 478. 23 Находился в х. Калаче ст. Пятиизбянской. 24 Находился около х. Самодуровского ст. Пятиизбянской. 25 Находился в х. Западенке ст. Манычской. 26 Снесарев Н. Указ. соч. С. 374. 27 В частности, в «Донских епархиальных ведомостях» печатались следующие миссионерские материалы: «Десять бесед епархиального миссионера Донской епархии священника Николая Кутепова с саратовским беспоповским начетником Терентием Акимовым Худо-шиным» (ДЕВ. 1895. ¹ 1—16); «Несколько слов о беседах миссионера о. Иоанна Артемьева с безспоповским начетником Л.Ф. Пичугиным» (ДЕВ. 1904. ¹ 8. С. 232—236); «Собеседования с именуемыми старообрядцами в г. Новочеркасске» (ДЕВ. 1904. ¹ 10—11. С. 329—336; Ч. 2. Кн. 3. С. 101); «Обращение с вопросом старообрядцев-поморцев к своему начетчику Пичугину» (ДЕВ. 1912. ¹ 1—16); А. Черкасов «Беседа пастыря с прихожанами о почитании св. икон» (ДЕВ. 1912. ¹ 31. С. 936—941) и др. 28 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 25. С. 525. 29 Отчет Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета за 1909 г. // Указ. соч. ¹ 5. С. 93. 30 Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона // ДЕВ. 1877. ¹ 9. С. 285. 31 Вечерние беседы игумена московского единоверческого Никольского монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии // ДЕВ. 1876. ¹ 7. С. 203. 32 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 25. С. 528. 33 Отчет Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета за 1909 г. // Указ. соч. ¹ 8. С. 131. 34 Мирежиков С.С. Из приходской жизни: Освящение единоверческого храма в хуторе Киреевом Островской станицы // ДЕВ. 1912. ¹ 7 С. 161—164. 35 Иногда упоминается как х. Морозовский. (ДЕВ. 1912. ¹ 2. С. 3. 36 Овсянников Е. Указ. соч. С. 204—206. 37 Материалы для истории раскола в Донской области // ДЕВ. 1876. ¹ 5. С. 149. 38 Там же. ¹ 6. С. 180. 39 Иногда адвокаты советовали старообрядцам отводить в устроенной моленной жилой угол для сторожа, чтобы на суде можно было доказать, что это не храмовая постройка, а жилой дом. (Отчет о деятельности Противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 24. С. 47. 40 Из недавнего прошлого станицы Пятиизбянской // ДЕВ. 1889. ¹ 14. С. 658. 41 Там же. С. 660. 13 февраля 1895 г. устроитель монастыря игумен Илья в 92-летнем возрасте перешел в единоверие, и монастырь стал единоверческим (Торжество православия: (Сообщение из станицы Пятиизбянской) // ДЕВ. 1895. ¹ 10. С. 273—279). 42 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 23. С. 462. 43 Церковно-общественная жизнь // Церковь. 1913. ¹ 6. С. 147. 44 Там же. ¹ 28. С. 686. 45 Слово церкви. 1915. ¹ 26. С. 611. 46 Старообрядческий съезд // ДЕВ. 1912. ¹ 14. C. 346. 47 Церковно-общественная жизнь // Указ. соч. ¹ 19. С. 467. 48 Там же. ¹ 22. С. 529. 49 Обзор минувшего года // Церковь. 1913. ¹ 3. С. 62. 50 Церковно-общественная жизнь // Указ. соч. ¹ 21. С. 517. 51 Там же. ¹ 40. С. 972. 52 Там же. ¹ 34. С. 827. 53 Там же. ¹ 15. С. 365. 54 Там же. ¹ 46. С. 1112—1113. 55 Церковно-общественная жизнь: Публичное богослужение // Указ. соч. ¹ 2. С. 47. 56 Обзор минувшего года // Там же. ¹ 3. С. 64. 57 Церковно-общественная жизнь // Там же. ¹ 18. С. 444. 58 Торжество церковного мира // Там же. ¹ 7. С. 171. 59 Слово церкви. 1915. ¹ 21. С. 511. 60 Обзор минувшего года // Там же. ¹ 3. С. 63. 61 Отчет о деятельности Противораскольнической и противоере-тической миссии Донской епархии за 1903 г. // Указ. соч. ¹ 23. С. 465. 62 Церковно-общественная жизнь // Там же. ¹ 14. С. 340. 63 Там же. 64Там же. ¹40. С. 972. http://sor.volsu.ru/library/docs/00000407.pdf



полная версия страницы