Форум » » Сподвижники Ермака » Ответить

Сподвижники Ермака

dankovkazak: В Ишимской церкви найден список сподвижников Ермака Загадка ветхой книжечки Начало у этой истории, как и у многих других замечательных открытий, было заурядным и неприметным. В конце прошлого года работник ишимской Никольской церкви Валерий Рогожкин разбирал по поручению настоятеля обветшавшие от времени помянники (синодики) — книжечки, в которые вписываются имена тех, о здравии или упокоении которых молятся христиане. По давнему обычаю храма прихожане приносили их в Великий пост для поминовения усопших на «вселенских панихидах». Потом эти книжечки оставались в церкви до следующего года, и так — из десятилетия в десятилетие. Многие владельцы помянников уже и сами отошли в иной мир, а книжечки без присмотра ветшали и рассыпались. Вот среди этих списков Валерий Сергеевич и обнаружил любопытный документ. Это была изъеденная жучками самодельная книжечка, на потертом плюшевом переплете которой наклеен бумажный восьмиконечный крест. А на распавшихся листочках аккуратным почерком чернилами вписаны имена «за упокой на рати убиенных татарами». Всего на трех страничках упоминается 94 имени. В окончании: «и всех православных воинов за веру и отечество на брани убиенных». При внимательном осмотре на форзаце обнаружилась заклеенная бумажкой дата: 1898 год. То есть более ста лет по этому списку живые молились за усопших. Это само по себе удивительно. И вполне естественно, что книжечка сразу стала музейным экспонатом. Однако при всем уважении к древности документа более волнует не его возраст, а вопрос: кем же были эти воины, убиенные на рати некими татарами? Пока есть одна версия, столь же поразительная, сколь и требующая дальнейшего обоснования. Вполне возможно, что это имена казаков дружины Ермака, погибших в боях при походе в Сибирь. Такой вариант более вероятен, чем, скажем, предположение о том, что в списке перечислены погибшие при Куликовской сече. Более вероятен потому, что такой помянник уже был создан почти четыре века назад. Сведения о нем нетрудно разыскать среди трудов историков-сибиреведов XIX века А.И. Сулоцкого, Н.А. Абрамова и И.В. Щеглова. Если свести их воедино, то предстанет следующая картина. Через сорок лет после присоединения Сибири к России, в 1621 году в Тобольск из Новгорода прибыл поставленный патриархом Филаретом первый архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. Высокообразованного архиерея, при котором Тобольск стал действительно духовным центром всей зауральской земли, не зря называли «отцом сибирского летописания». Он заложил основы православной историографии края. Вскоре по приезде он, как пишет Н.А. Абрамов, «призвал оставшихся в живых ермаковых сподвижников, расспросил их о сражениях с татарами, сколько было всего дружинников и кто из них где убит. Казаки доставили ему письменные известия, кои он сличил, дополнил другими сведениями и таким образом составил первую Сибирскую летопись. Имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви и заповедал каждогодно в неделю Православия в соборе протодьякону велегласно: воспоминать им вечную память». Эти имена, действительно, ежегодно возглашались на церковной службе в Неделю торжества православия (первое воскресенье Великого поста) вплоть до 1869 года, когда Святейший Синод изменил порядок таких чтений. Но, к сожалению, ни в одном из исследований упомянутых историков не приводится полный список имен Киприановского синодика. И.В. Щеглов приводит лишь его отрывок, по Черепановской летописи (иначе называемой «Тобольский летописец»), хранившейся в то время в библиотеке духовной семинарии: «Помяни, Господи, пострадавших Твоего ради имене святого и кровь свою проливших по благочестии, победивших в Сибири безбожного царя Кучума, атаманов: Ермолая, Иоанна, Никиты, Иакова, Матфея и дружины их …« Всего в синодик должно было быть занесено не менее 107 имен — столько погибло в решающем сражении с Кучумом под Чувашским мысом (у будущего Тобольска) 23 октября 1581 года. Но и эта цифра неполная. Ведь после этой битвы произошло немало кровопролитных стычек с «кучумовичами», в том числе и гибель самого Ермака. Сравнение имен из вышеуказанного отрывка с ишимским помянником показывает как значительное сходство, так и различие. Большинство имен совпадает, но некоторые из одного перечня вовсе не упоминаются в другом, хотя список из летописи значительно меньше нашего. Отличается и текст начального прошения. Количество имен также меньше ста. Любопытно, что в ишимском синодике нет разделения на «атаманов» и «дружину», но зато к одному из имен «Василий» имеется неразборчивая полустертая приписка. Это порождает еще одну загадку: нынешние историки полагают, что христианское имя Ермака было Василий, в то время как в отрывке из Черепановской летописи он упоминается первым среди атаманов под именем Ермолая. Все это рождает ряд вопросов, на которые пока нет ответов. Но ишимский помянник может быть неким вариантом (или, как говорят историки, «изводом») Киприановского синодика. Ведь последний предназначался для чтения не только в Тобольском Софийском соборе, но и в церквах епархии, по всей Сибири, а после — обширной Тобольской губернии. Кроме того, в конце нашего списка есть загадочное упоминание «блаженных» Андрея и Василия. Это наводит на мысль о возможности еще одного пути происхождения синодика. Традицию поминовения ермаковых казаков, заведенную еще до реформы патриарха Никона, могли свято беречь старообрядцы. Ведь уже в начале 1880-х «обычай ежегодно совершать память о первых завоевателях Сибири», как пишет И.В. Щеглов, «вывелся в Тобольске». Ишимский же помянник датирован 1898 годом. В свою очередь, Андрей и Василий могли быть своего рода местночтимыми святыми, праведниками, без которых, по народным представлениям, «не стоит ни город, ни село». Наконец, ревнители старины признавали в письме только славянский полуустав, которым и вписаны имена в самодельную книжечку. Поставить точку в дискуссии о том, является ли ветхая книжечка из ишимской Никольской церкви открытием для исторической науки, могло бы только сравнение с подлинным Киприановским списком. Но, увы, дореволюционные источники слишком лаконичны, а ученые исследования советского периода хранят на этот счет и вовсе олимпийское молчание. Может быть, кто-нибудь из читателей газеты поможет открыть и прочитать малоизвестную страницу духовной истории Сибири?

Ответов - 0



полная версия страницы