Форум » » Ермак - воронежский казак » Ответить

Ермак - воронежский казак

dankovkazak: Все историки сходятся в том, что поход атамана Ермака с казаками за Урал начался первого сентября по старому стилю (14 сентября – по новому). Однако годы при этом называются разные - от 1579-го до 1582-го. Наиболее же часто упоминается 1581 год. Именно эту дату назвали Л.Н. Гумилев в книге "От Руси до России", В.В. Похлебкин в справочнике "Татары и Русь". Как один из вероятных указывают его и И.В. Резько в справочнике "История войн и конфликтов", А.И. Копылов в «Большой советской энциклопедии». Василий Тимофеевич Чигин по прозвищу Ермак ("ирмак" на языке асов - древнеарийском - означает "воин") принадлежал к роду казаков Чигиных, живших в Червленом яру (территория между Хопром и Доном, т.е. современной Воронежской области). "Чига" - одно из названий казаков Верхнего Дона. Потому как в их речи часто встречаются слова "чо", « чиго», "чего", "чого". Казачья слобода в городе Воронеже поэтому называлась Чиговкой (Чижовкой). В городе находилась древнейшая в Подонье казачья Покровская церковь (сейчас – Покровский кафедральный собор). Между казаками Нижнего и Верхнего Дона шла борьба за первенство в войске. В конце концов, Чигиным пришлось уйти на север. Дед Ермака, "Афонасий Григорьев сын, прозванием Оленин", жил в Суздале, потом переехал во Владимир. Однако связи с Чиговкой не терял. Отец Ермака Тимофей Чигин погиб во время штурма Казани. Сам Ермак в этом сражении, несмотря на молодость (25 лет), командовал отрядов чиговских казаков. За взятие Казани царь даровал казакам Дон с притоками в вечное владение. В районе нынешнего города Павловска у казаков были пещеры, в которых они скрывались от врагов в случае необходимости. В годы Ливонской войны (1558 - 1583) он был уже известным казачьим атаманом. В дневнике польского короля Стефана Батория, изданном в Петербурге в 1867 году, есть запись о том, что во главе московских войск был, в числе других, "Ермак Тимофеевич, отаман казацкий". На войне низовыми казаками командовал выходец из Запорожья атаман Михаил Черкашенин (Новочеркасск назван его именем), а верховыми - Ермак. Соперничество между ними никогда не утихало. По возвращении в 1577 году на Дон Ермак стал атаманом заставы на Переволоке - наиболее узком месте между Доном и Волгой. Его задачей стало отражение набегов Ногайской орды со стороны Астрахани. Только обороной решить эту проблему было невозможно. Надо было переходить к наступательным действиям. Эту точку зрения поддерживал и племянник опального митрополита Филиппа, бывший окольничий Иван Колычев. Иван Грозный подверг род бояр Колычевых истреблению за то, что митрополит Филипп Колычев открыто осудил опричнину, благословил поход казаков в Сибирь. Иван Колычев скрылся от преследования на Волге. Там он сошелся с казаками и стал известен как атаман Иван Кольцо. Под рукой Ермака объединились донские, волгские, яицкие и гребенские казаки. После выяснения отношений с атаманом Андреем Шадрой Ермак сохранил лидерство. Иван Кольцо стал податаманом. Роль верхнедонских (чиговских) казаков как никогда выросла. Началась наступательная война с Ногайской ордой. Это противоречило политике Москвы, придерживавшейся курса: война на западе, мир любой ценой на востоке. Вопреки воле Ивана Грозного Ногайской орде было нанесено поражение, столица орды - город Ногайчик (Сарайчик) разрушен до основания. Хан Измаил написал жалобу на казачью "обиду". В этой ситуации низовые казаки поддержали Москву. Верховым казакам пришлось выбирать. Чтобы избежать внутренней войны, ради сохранения единства казачьего Дона, Ермак сделал самоотверженный шаг - решил уйти из родных мест, принял приглашение купцов Семена, Максима и Никиты Строгановых организовать охрану Предуралья от набегов войск Кучума. Бухарец Кучум, захвативший власть в Сибири, женил своего сына на дочери ногайского хана. Сибирская и Ногайская орды объединились с целью возрождения мощи улуса Джучиева. Запрет царя казакам под страхом виселицы и плахи воевать на востоке и юге еще в большей степени, чем с ногайцами и Крымом, относился к продвижению за Урал. Но у Ермака, у чиговских казаков уже был опыт прощенного непослушания. Москва спокойно приняла в свои руки покоренную казаками Астрахань по принципу "победителей не судят". Казаки хорошо знали дорогу за Камень, там находился священный город предков - асов - Аркаим. В поход с Ермаком отправились 540 чиговцев, три священника, один беглый монах, есаулы - исполнители Ясы (закона бога арийцев - Аса), писарь Савва Есипов, оставивший летопись о походе. Первым делом казаки построили часовню во имя святого Николая. Она была готова к празднику святителя. Строгановы сделали все возможное, чтобы воспрепятствовать организации похода. Но под давлением силы были вынуждены предоставить три пушки, триста пищалей, порох, свинец, съестные припасы, а также барабан, литавры и духовую трубу. В Москву была отправлена депеша с сообщением о вынужденном вооружении отряда. Но поскольку, дескать, это вовсе не казаки, а какие-то ряженые, можно ожидать, что больших хлопот они Кучуму не доставят. Весть об этом быстро облетела всю Сибирь, хотя Урал от Тихого океана отделяет пространство в 7500 верст. Вопреки всему Ермак начал свой крестовый поход на восток. Преодолев Уральские горы, казаки вышли на берег речки Тагил. Срубили плоты и пошли дальше. Местные жители - ханты (вотяки, остяки) и манси (вогулы) - встречали казаков как своих освободителей от рабской зависимости. Ермак запрещал насильственное обращение в ислам и работорговлю. Он вдвое уменьшил ясак (подать, налог). На освобожденной территории действовал казачий закон, то есть абсолютное равенство всех. Высшая власть принадлежала кругу (общему сходу). Навстречу Ермаку Кучум двинул войско под командованием своего сына Маметкула. Битва произошла на берегу реки Тобол. Казаки заставили разбежаться десятитысячное воинство ордынцев. На битву за столицу ханства - город Кашлык Кучум выставил уже 30 тысяч воинов. И снова победа была на стороне Ермака. Казаки закрепились на берегу Иртыша, мусульманская экспансию в Сибирь была остановлена. Началось планомерное освоение обширных новых земель. В Москву ушло казачье посольство во главе с Иваном Кольцом, который вез царю 2400 соболей, 50 бобров, 20 черных лисиц, золото, серебро и драгоценные камни. Но главный казачий дар монарху - Сибирь, площадь территории которой в несколько раз превышает площадь Древней Руси. Она свалилась в руки царя Федора Иоановича будто с неба. В Москве звонили во все колокола, стреляли из пушек и пели благодарственные молебны. Сам Ермак погиб в бою в ночь с 5 на 6 августа 1585 года, попав в засаду на берегу реки Вагай (Вагас). Татары несколько недель издевались над трупом атамана. Манси и ханты почитали Ермака Тимофеевич святым. Земля с его могилой считается у них целебной. Через сто лет после Ермака казаки вышли к Великому океану. Долгий путь от Чиговки встречь солнцу увенчался небывалым успехом. Можно только сожалеть о том, что потомки так и не оценили по достоинству великий подвиг атамана, так бездарно проматывают бесценный дар чиговских казаков. Многие поколения лжеисториков поливают грязью доброе имя Ермака, пытаясь изобразить величайшего героя русского народа бандитом с большой дороги. Как кость поперек горла стали им православные казаки. Задача у них одна: лишить русский народ славного прошлого и тем самым оставить его без достойного будущего. Восстановить истину помогла потомкам летопись, написанная соратником Ермака Саввой Есиповым. Он выжил в крестовом походе, вернулся в родные края. За понесенные труды царь вознаградил его вотчиной. В те времена собственность получали заслуженные люди, а не криминальные проходимцы. Сейчас это станция Есипово Ю.-В.ж.д. на северо-востоке Воронежской области. Александр ДЕГТЯРЕВ, главный редактор «Казачьей газеты», есаул, член Союза писателей «Воинское содружество».

Ответов - 0



полная версия страницы