Форум » » Украинцами ли были "украинские козаки"? » Ответить

Украинцами ли были "украинские козаки"?

dankovkazak: С подачи современных украинских историков словосочетание "украинское козачество" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно украинское явление" и т.д. При этом "свидомые" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на много лет раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы - русские, запорожцы - украинцы, то козацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая - уже все козаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании в некоторых газетах появляются карты "Этнографических границ Украины, включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательнее к "украинскому козацтву" - насколько украинским оно было? В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значатся Моисей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавлял гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 г., козаки вместо погибшего Дорошенко избрали гетманом Мойзерницу. В 1630-е годы среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637 гг.) Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации. Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, М. Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Иван Стефанович Мазепа-Колединский. Не будем уже говорить о ранних козацких гетманах конца ХVI в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Збровский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пирский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения - это поляки. Английский историк Е.Карр, автор фундаментальной 14-томной "Истории Советской России" считал поляком и Б.Хмельницкого (т. 1, с. 237). В 1641 г. упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е годы полковник Филон Джалалий - по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (ХVI-ХVII вв.) вообще нельзя провести твердую разграничительную черту между русской и украинской народностями, ибо они в то время попросту еще не оформились. Да и вообще национальность тогда определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось на 200 лет позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От М.Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, руссифицировали их, потому для восстановления справедливости их надо "украинизировать обратно". Вот так и получали на летописного гетмана Коленика Ондреева - Каленика Андреевича, а из первопечатника Ивана Федорова - Ивана Федоровича. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди казацких лидеров были и великороссы, Ивановы и Петровы, с великоросскими же именами, которые летописцами так же были и записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петровичей не нужно. Тем более, что есть примеры, когда в одном документе шли подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки). Или "Якушко Якимов да Филипп Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно много чисто великорусских имен запорожских козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев. Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением. Как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие), на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в Запорогах" - донцов. Один из первых донских атаманов (XVI в.) - Мишка Черкашенин (черкасами в то время называли украинцев). Козаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительств (это тоже подтверждение многими документами). Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди казаков все равно было полно Дорошенок. Томиленок да Орандаренко? Не отрицаем, их действительно было много. Но это не основание зачислять ВСЕХ козаков в украинцы. Казачество - не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным. Козаком мог стать любой - русский, украинец, белорус, татарин, поляк, еврей. Ничто не мешало неукраинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (а среди рядовых козаков инородцев было еще больше). Поэтому делить казачество на "украинское" и "русское" - глупо и бессмысленно. Казачество было либо одно единственное - как сословие, либо невероятной смесью - по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить - то только по графическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (ХV век), воевавшие между собой. По последним данным, к середине ХVII в. национальный состав Войска Запорожского Низового был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) - 34,2%; азиаты (турки, татары) - 27,4%; кавказоиды (армяне и др.) - 17,4%; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) - 21% (В. Семененко, Л.Радченко "История Украины" - Харьков, 1999. С. 105). Так что тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование и Малой России" А. Ригельмана, где подробно ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ОТЛИЧИЯ МАЛОРОССИЯН (УКРАИНЦЕВ) ОТ ЗАПОРОЖСКИХ КОЗАКОВ: "Сечевские козаки... сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали... каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильствовал... многими своими самовольствами, безчиниями, бунтами и разбоями так имя свое оскаредили... храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междуусобием и часть себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были... При всем оном два устава, которые имели Запорожье: безженное житье - да жестокое наказание домашним татем... Сии козаки везде грубы были. Напротив того украинские черкасы или малороссийский народ, как-то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородий, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождении приятны и ласковы... Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют". Ю.Р. ФЕДОРОВСКИЙ, кандидат исторических наук.

Ответов - 0



полная версия страницы