Форум » » Был ли праотец Адам казаком? » Ответить

Был ли праотец Адам казаком?

dankovkazak: Был ли праотец Адам казаком?.. К вопросу казачьего первородства Как ни критикуют советскую историческую науку, ею занимались все-таки профессионалы, знающие, что такое историография и источниковедение. К каждой проблемной статье писался комментарий специалиста. Не всё разрешалось изучать – но и откровенную ерунду не печатали. Споры исторических школ - это одно. Опусы дилетантов, да еще без профессиональных комментариев - совсем другое. С ликвидацией цензуры можно издавать и читать что угодно. Хотя бы Фоменко и Носовского, что древнеегипетские пирамиды средневековых мамлюков строить заставили! Одно дело, когда химики и физики говорят о протравке найденных в курганах древних клинков, позволяющей прочесть надписи. Но уж анализировать и классифицировать их поручите специалисту по оружию древней Руси профессору Кирпичникову. Он ведь не учит вас точным наукам?.. Так и с казаками. Хорошо, если увлеченный человек собирает и печатает неизвестные факты истории казачества, статистические данные, сведения по униформологии. Но – пока не начинаются фантазии! Безапелляционные! Кто пытается возразить, тот – враг! Увлекаются некоей идеей сверх всякой меры и профессионалы. Так, энциклопедист, великолепный знаток хронологии профессор М.Н.Гумилев выводил украинских казаков от половцев, а донских - от хазар. Он вообще всю историю Руси сводил к положительному влиянию на неё тюрок-кочевников. Золотая Орда, дескать, благо для Руси - от немцев спасла. Так ведь немцы (и не только они) осмелились на широкую экспансию на Восток лишь благодаря разгрому Руси монголами. Само разделение Руси, католизация Литвы, экспансия направляемых Ватиканом Польши и германских орденов – это все следствия ордынского нашествия… Столь же неубедительна и теория происхождения казачества от золотоордынских ханов – о чем так увлечённо писал в эмиграции, в отрыве от архивов и исторических источников, в своей «истории» А.Гордеев - боевой офицер, изначально не имевший никаких знаний по истории средневековой Руси. Брали «дань кровью»? Но лишь один отряд из уведённых в степь русов был создан для охраны ханской ставки в далёком Каракоруме. Проще и спокойнее было ханам использовать дружины вассальных князей, применяя на завоеванных землях политику «разделяй и властвуй», чем держать в раздираемой интригами Орде вооружённых иноплеменников. Ханы в ХIV веке и своим одноплеменникам, не несшим постоянной службы, добротное оружие и латы выдавали только во время войны - боялись. Теперь о косогах – «древнем народе казацком». Весьма умильно было смотреть по ТВ выступление перед учащимися казачьей школы на Ставрополье есаула из механизаторов. Светловолосый парень с есаульскими погонами Терского войска увлечённо рассказывал о «предках наших, древнем народе косогах, что подобно козам по горам скакали». Человек он увлеченный и, несомненно, хороший. Какие же «специалисты» научили его теории историка П.Симановского, жившего в середине ХVIII века? Косоги отношение к этногенезу казачества имеют, но это микровкрапления. Косоги – древнерусское название доминировавших на Северном Кавказе адыго-черкесских племён – предков современных черкесов, адыгов, кабардинцев и абхазов. Косоги и ясы (предки осетин) были вассалами хазарского кагана, сражаясь против Святослава. Затем косоги входили в орбиту влияния Киевской Руси, выходили из неё… При Владимире в конце Х века на Тамани было основано Тьмутараканское княжество. Часть дружины тмутараканского князя Мстислава Владимировича состояла из косогов. А перед этим, в 1022 году Мстиславу пришлось бороться с ними за влияние на Северном Кавказе, сразив в поединке их вождя Редедю. Отмечается в летописях и переселение части черкесов вместе с чёрными клобуками (гузами) на Русь в Х-ХI, особенно в связи с половецкой агрессией ХII века, распространение черкесских названий на топонимику той части современной Южной Руси, где селились служившие русским князьям косоги. Естественно, идёт взаимосмешение живших и сражавшихся бок о бок воинских коллективов. Баскаки ХIII века содержали по несколько сот личной вооружённой охраны, обычно из татар. В 1282 году баскак Курского княжества призвал из Бештау (Пятигорье) черкас (кабардинцев), поселив в слободы под именем казаков (в орде казаками называли род лёгкой кавалерии). Черкасы те не оправдали доверия, за грабежи и бесчинства были разогнаны русскими князьями и подались за Днепр – в Поросье, в Канев. Где, подчёркивает летописец, соединились с «другими выходцами из русских». В Поросье (река Рось), как и в Посулье (Сула, левый приток Днепра), существовала с древних времён оборонительная линия, обороняли которую наравне со славянами варяги и «свои поганые». К тому времени они уже ассимилировались, и пятигорские черкасы соединились с этнической группой, которая уже называлась русскими. Может, именно с этого времени и было положено начало названия русских воинов-пограничников казаками… Нелепы и мелькающие регулярно «откровения», что-де донские казаки поднесли Дмитрию Донскому Гребенскую казачью икону перед Куликовской битвой. Отчего бы не написать, что семиреченские казаки поднесли Александру Македонскому Сибирскую икону перед Индийским походом? Впрочем, и нечто подобное встречается. Племенной союз азиатских скифов-масачетов, в 529 году до н.э. истребивший в степях нынешнего Казахстана персидскую армию царя Кира и поместивших в бурдюк с кровью его голову, некие новоявленные казачьи «историки» назвали «древними казаками»! Массачеты положили начало, в этногенезе с уграми и тюрками, множеству народов и народностей. Во 2 веке уже нашей эры часть ещё не ассимилированных массагетов – сарматы – переселилась в Европу, вытеснив старших братьев-скифов и положив начало движению кочевников Азии на Запад. Сарматы, давшие начало аланам, роднились со славянами, воевали на Дунае с Римом, поступали на службу к нему. Часть сарматов была поселена Римом в Британии – положив, по заключению современных исследователей, начало рыцарской кавалерии. Подтверждение тому - легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура (о чем уже писала «Станица»). Так не заявляют же английские лорды, что это их предки изрубили войско Кира! Не хотят, чтобы над ними смеялись. Ещё яркий опус – как казаки на Тереке сшиблись с самим Тимуром в ХIV веке. У казаков - 40 000, у Тимура – 600 000! То ли казаки побили, то ли их... Это будто с тех пор-то и поется песня «Любо, братцы, любо!» На Тереке в 1391 году Тимур разбил последнего золотоордынского хана Тохтамыша (который 1382 году сжёг Москву), после чего Золотая Орда распалась. Естественно, Тимур не мстил за Москву - у него были свои счёты с Тохтамышем. И никаких русских казаков тогда ещё на Тереке быть не могло - как не могло быть пулемётных тачанок у Ермака или танков у Платова!.. В начале 90-х годов прошлого века были великолепные публикации института этнографии им. Миклухо-Маклая по истории формирования и этнической составляющей казачьих войск Российской империи. К слову, сам Миклухо-Маклай был представителем древнего казачьего рода. И в это же время вышел ряд публикаций, почти слово в слово повторивших царский официоз для станичных и полковых школ. Ярчайший пример – «Казачьи войска Российской империи» О.Агафонова, в котором интересны лишь справочные данные о количестве и дислокации казачьих частей на начало ХХ века, краткая история полков. В остальном - переврано всё: история и национальная одежда, форма и оружие. Создаётся впечатление, что Агафонов, как и многие другие нынешние авторы, не в состоянии анализировать то, что пишет. Рассказывают, например, о подвигах запорожцев, а выводят старшинство кубанцев с 1696 года, с Хопёрского полка. Да дайте вы хотя бы исторический комментарий к переписываемому официозу! Остатки запорожцев переселились на Кубань со старинными войсковыми клейнодами (грамоты, бунчуки, литавры, знамёна), сохранив старейшину и костяк войска. Пополнялись казаками с Украины. В 1860 году из Черноморского войска с присоединением кубанских полков Кавказской линии было образовано Кубанское войско. Однако в книге А.Смирнова «Атаман Каледин» автор, рассуждая о древности казачьего народа, упрекает царское правительство: подселили к «настоящим кубанцам» - «ненастоящих запорожцев»! Вообще-то было наоборот. Да и среди линейцев значителен был процент переселенцев с Украины. Взять хотя бы тот самый Хопёрский полк. Генерал-хоперец В.Г.Толстов приводит такие архивные данные. В 1712 году верховые городки Хопра были снесены после восстания Булавина. После постройки Ново-Хопёрской крепости в 1717 году оказалось возможным возвратить на старое место лишь 94 семейства хопёрских казаков, к которым присоединили 125 семейств из украинских слободских полков. По переписи 1775 года, в Хопёрском полку - 1513 казаков всех возрастов. Из них «казацких Черкас» (украинских казаков) - 775, персов – 208, калмыков – 80, да еще 6 человек иных национальностей. Более подробно об этом в фундаментальном труде Ф.А.Щербины. Слышали ли наши «историки» хотя бы об этом классике казачьей истории? Не знает Смирнов и географии. Говоря о территориальном расселении казаков, заявляет, что жили они и в Белоруссии - на Буге. Так там - Буг Западный, а казаки жили с середины ХVII века на Южном Буге, ведя своё начало в Приднестровье от времени первой турецкой войны 1768-74 гг. До деления казаков на русских и украинских додумались, кстати, лишь советские специалисты по национальному вопросу. Русское казачество – это прилагательное казаков ко всему государству, от Дуная до Камчатки. Не будем забывать, что большинство жителей современной Украины долго называли себя русинами, руснаками, русскими. Другое дело - самобытность каждого войска, или даже отдельных их округов, отделов (хрестоматийный пример – Дон: Нижний, Средний, Верхний, Донецкий и Сальский)… Не только библейским Исаву и Иакову не давала покоя идея первородства. Польские шляхтичи выводили свои родословные из римских сенаторов - решила не отставать и казацкая старшина. Известный литератор первой половины ХIХ века, участник войны 1812 года, офицер казачьего полка И.П.Котляревский написал на эту тему сатирическую поэму «Энеида». Чего мелочиться! Вывел казаков от троянцев, чей атаман Эней и вовсе божественного происхождения. Странно, что эту «теорию» еще у нас не подхватили?! Раньше в силу идеологических причин следовало считать всех казаков выходцами с Дона, а самих донцов - потомками разбойников и беглых крепостных. Теперь ударились в другую крайность, выдумывая некий не связанный с Русью и со славянами народ. С продвижением великокняжеской власти на восток продвигались и пограничные отряды. Вслед за Галичем в Прикарпатье и Переяславлем в Приднепровье появляются не только Галич на Владимирщине и Переславль-Залесский, но и второй Торческ. Первый же был базой пограничья на правом берегу Днепра. Следовательно, переселялись и опытные стражи-пограничники. Известный историк казачий офицер В.Сухоруков руководствовался лишь фактами из государственных архивов. Написанное им в 20-х годах ХIХ века «Историческое описание земли войска Донского» актуально и сегодня. Сухоруков ясно различает бродячие шайки казаков-ордынцев и русских казаков: «Днепровские казаки по происхождению своему суть древнейшие из всех, начало их можно отнести к берендеям-черкасам, как в сообществе с торками (берендеи – племя торков - С.З.) и печенегами называемы были чёрными клобуками… Народ этот впоследствии времени составил из себя для Польши лёгкое полевое пограничное ополчение, каковое чёрные клобуки составили для киевского княжения ещё до нашествия монголов. Король польский, давши этим людям преимущества, поставил над ними гетманом поляка Ландукоронского. Около 1515 года поляк (?) Евстафий Дашкевич был поставлен от короля Сигизмунда гетманом, или атаманом… и ввёл в употребление слово казак». О более раннем периоде пишет академик Рыбаков: «В Левобережье Днепра (да и на Правобережье, где сохранились по сей день остатки описываемых ниже укреплений - легендарные Змиевы Валы – С.З.), всегда особенно доступном для набегов степняков, уже в VII-IХ веках сложилась особая система земледельческих посёлков, приноровленная к обороне: все деревни являлись небольшими крепостями на высоких мысах с хорошо сохранившимися до наших дней следами земляных валов (так называемые городища роменской культуры)… Такая система концентрации посёлков, разумеется, не могла спасти от большого ханского похода, но должна была избавить от мелких самовольных наездов небольших отрядов. Возможно, что каждая крепость – деревня называлась «сотней», а совокупность нескольких «крепостей» с градом во главе их – «тысячей». «Сосновская тысяча» попала даже в летопись. Левобережные «тысячи» ХI-ХII веков были в какой-то мере далёким прообразом казацких полков ХVI-ХVII веков». Добавим - система эта явно напоминает и более поздние казачьи линии Кавказа, Оренбуржья, Сибири, вплоть до Уссурийского войска в конце ХIХ века. А сам указанный симбиоз, выкристаллизованный в средневековье, создал не только ставшего известным всему миру казака-воина, но и административную и хозяйственную казачью систему. Опираясь на нее, Россия закрепила своё владычество от Дуная до Туркестана и Тихого океана. С ростом могущества Московского государства продвигались на юг и восток и казаки. 1444 год - первое упоминание о рязанских казаках, затем появились казаки московские, смоленские, шацкие, мещерские. Последние (мещеряки и тептяри) – тюрко-язычные племена, ставшие на службу князьям, подобно чёрным клобукам ХI века. В 1551 году войска Ивана Грозного взяли Казань, в 1556 году – Астрахань. Появляются волжские казаки, открывается транзитный путь на Дон, Терек, Яик. Путь в правобережное Придонье обжит к этому времени южно-черниговскими казаками (самоназвание – севрюки, от Новогород-Северской земли. Отсюда и Донец получил название Северского. Несмотря на государево жалованье, поход «за зипунами» был всегда традиционным для казачества. С ослаблением ордынской угрозы сделалось возможным в низовьях Днепра, на Дону, Волге, Тереке, Яике создать вольные казачьи общества. Однако вольное Запорожье (Старая Сечь стояла под г. Зиньковым южнее Полтавы) и Черкасский городок (в честь основавших его казаков-черкесов) на Нижнем Дону основал и придал им правильную организацию в середине ХVI века легендарный казак Байда - князь Дмитрий Иванович Вишневецкий. С согласия царя Московского и короля Речи Посполитой: монархам деваться было некуда, к этому времени возросла угроза со стороны Османской империи, поддерживавшей Крымскую и Ногайскую орды. В 60-х годах ХVI века появляются первые поселения казаков на Тереке, в 70-е - на Яике, в 80-е годы – в Сибири. По мере продвижения на юго-восток и восток казаки смешивались с активными представителями русского населения. Появились жёны из татарок и калмычек, о чем упоминает в «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» И.Георги, побывавший в 1770 году на Яике. От этих-то матерей и появилась у казаков легенда о Тимуровском погроме на Кавказе и Волге, записанная на Яике в 1721 году - перелицованная на появившихся в этих местах казаков. Немногочисленные Терские и Яицкие казачьи общины в ХVII веке не единожды истреблялись кочевыми ордами. По мере закрепления России в юго-восточных и восточных регионах и притоком русского населения сохранилось только легенда о «праматерях-татарах» - хотя тюркской крови у казаков, действительно, побольше, чем у остального русского населения. Значителен и процент мордвы - на Верхнем Дону, в Оренбуржье, на Сибирской линии (до 6 % в XIX веке). Известное верхнедонское «дишканить» произошло от песенной культуры мордвы. Тюркоязычные служилые и мещеряки к концу ХIХ века окончательно слились с казаками, в первую очередь с оренбуржскими, хотя в войне 1812 года ещё были представлены отдельными конными казачьими полками, как и Ставропольские калмыки – названные так от Ставрополя-на-Волге. Ставропольский казачий калмыцкий полк с честью прошёл под старинным монгольским знаменем кампанию 1812 года и затем слился с оренбуржскими казаками. В свое время было модно делить казаков на три методические группы - служилые, вольные и гулящие. Но все три ипостаси вытекали одна из другой. Емельян Пугачёв, например, побывал во всех трёх. Наивольнейшее Запорожье было связано накрепко с полковой Украиной, и от метрополии помощи не чуралось. Несмотря на постоянные трения с Москвой, вольный Дон получал помощь боеприпасами, продуктами и материей на одежду. То же и терские, и яицкие казаки. В интересах своей геополитики Россия выделяла серьёзные ресурсы на содержание казачьих обществ, вынужденно считаясь с их стремлением к независимости и самоуправлению. Активная борьба с казачьими вольностями началась с начала ХVIII века - с провозглашением империи, завершившись в 1775 году разгоном Сечи и Яицким кордоном. Задунайская Сечь будет вторым исходом казаков за границу. Первым были уцелевшие после верхнедонской резни некрасовцы. Третий же, самый трагический казачий исход -1920-22 годы. И ещё – что называется, «по мелочи». В начале 70-х годов печатал пионерский журнал «Костёр» рассказы о подвигах казаков 1812 года Б.Алмазова. В начале 90-х началось «фэнтази», не только у Алмазова, но и у других дилетантов. Вот они и нафантазировали от незнания! На многие ошибки «Станица» уже указывала – повторим наиболее бросающиеся в глаза. По Донскому уложению на круг прежде не допускались посторонние, в том числе и священники. Сейчас же круг без священника недействителен. Старики всегда были у казаков фигуры уважаемые. Но отменить круг они не могли, их роль – навести порядок, дать совет. Ещё в 1993 году историки справедливо объясняли, что кошевой - атаман на Запорожье, а не завхоз; что приглашённые на круг присутствовали, только пока решался совместный вопрос; что заместителем атамана был есаул (войсковой, полковой), а не «товарищ атамана»; он же, есаул, вёл круг, а никак не выборный «есаулец» - мальчишка для посылок… Но нынешним казакам удобнее, видать, работать по брошюркам Алмазова. Удобнее заорганизовать и подтасовать. О чём ещё говорить, если всерьез преподносится, что лампасы были у древних «казаков-скифов». Шов на сшитых кожаных штанах – оказывается, древний знак принадлежности к казачеству! Лампасы в их конечном варианте появились у донцов лишь в 1801 году вместе с куцей формой и шароварами навыпуск. Отход от традиционной справы вызвал резкое недовольство, особенно раздражали именно лампасы. С введением подобной формы и двойных белых полулампас перевели «в регулярство» и украинских казаков. Апогей возмущения был в 1802 году, с появлением в армии в подобных синих мундирах уланов. Принадлежностью казачьей национальной одежды лампас стал позже и постепенно. В Забайкалье и на Амуре сначала были серые шаровары с красным кантом. Ну, а легенда, что отбили казаки много синего сукна и мало красного, справедливый же атаман всё поровну… Ай да Алмазов!.. Примерно так рождались и мифы о казаках-невидимках - и пешие бегут быстрее лошади, и пуля их не берёт, и знают наперёд всё. Навдивший на красных ужас Андрей Григорьевич Шкуро с добродушной иронией вспоминал случай: снимал он как-то после боя черкеску в хате, и посыпались патроны из нагрудного патронташа, которые во время боя он вместо газырей вставлял. Хозяйка увидела - и утром вся станица гудела: характерник батька, не берёт его пуля! После боя черкеску снимает, а пули так и сыпятся! Любители же казачьей старины и боевых искусств в наши дни еще носятся со сверхъестественностью «характерников»… Истинные подвиги казаков затмевают все вымыслы. История их полностью не изучена - нет даже сколь-нибудь серьёзной краткой энциклопедии. Оружие, типы казачьих причёсок – широчайшее поле деятельности для казачьего историка! Вывод из сказанного: не надо все в нынешнем казачестве принимать всерьёз. Опираться в исследованиях можно лишь на серьёзные, проверенные источники, н стыдясь советоваться со специалистами по истории и этнографии. Пришла пора создать и единую ассоциацию подлинных, серьезных ревнителей казачьей истории, этнографии и культуры. Ради памяти казаков - и для воспитания потомков. © Общеказачья газета Станица © С.Зинченко

Ответов - 0



полная версия страницы