Форум » » Исетское казачье войско » Ответить

Исетское казачье войско

dankovkazak: 250 лет со времени образования Об исетских казаках XVI-XVII вв. слышали и читали почти все жители Челябинской области, но сведения об этой социальной группе, пионерах освоения Южного Урала, в краеведческой литературе путаны и противоречивы. Потомками знаменитой донской вольницы из дружины Ермака считал сибирских казаков историк казачества П. И. Авдеев и его последователь Ф. М. Стариков (Зауралье в те годы относили к Сибири). Известно, по работам Старикова, об основании потомками дружины Ермака слободы Александровской на месте Челябинской крепости около 1696 г., Бродокалмакской слободы в 1687 г. (ныне село Бродокалмак в Красноармейском районе) и Верхне-Миасской в 1685 г. (ныне село Миасское, центр Красноармейского района). Работы Ф. М. Старикова - единственный литературный источник о существовании слободок исетских казаков и уже поэтому не могут служить свидетельством существования потомков дружины Ермака. Подтверждения высказыванию историка Оренбургского казачьего войска до сих пор не найдено ни в архивных документах, ни на старых картах, ни в материалах Оренбургской экспедиции и экспедиций по долине реки Миасс, начиная с походов с 1601 по 1717 гг. Нет сведений и о том, участвовали ли исетские казаки в строительстве Чебаркульской, Челябинской, Миасской крепостей и Верхнеяицкой пристани в 1735 - 1736 гг; ни один переселенец крепостей из 588 глав семейств не был исетским казаком. Отвечая на вопросы "Анкеты" путешественника Г. Ф. Миллера о наличии поселений и казаков до строительства крепостей канцелярия Исетской провинции дала отрицательный ответ. Правда, в Теченской слободе, центре Исетской провинции, до 1743 г. часть крестьян исполняла обязанности так называемых "беломестных казаков" (т. е. вольных из государственных, дворцовых крестьян или ссыльных "литвин", иноземцев и т. п.). Кто они такие? Не потомки дружины Ермака. Он пришел в Сибирь с отрядом казаков численностью около 1500 человек, вышли из Сибири менее 100. Для нужд управления и защиты на первый случай во вновь заводимых пограничных городах и слободах и в приграничье или на осваиваемых территориях Севера, Приволжья и Сибири часть переселенцев записывали в городовые или беломестные казаки. Таковыми были первопоселенцы в старых слободах на территории нашей области - в Теченской слободе (ныне село Русская Теча в Красноармейском районе) и Багарякской слободе (ныне село Багаряк в Каслинском районе). Основные многочисленные обязанности этих людей нашли отражение в сохранившихся говорах русского языка и былинах, свидетелях глубокой древности социального явления "казачества" на Руси. Во всех языках слово "казак" имеет одно-два значения и только в русском приобрело более 10: "крестьянин", "потомок военнослужилых людей", "конник", "гонец", "рассыльный", "наемный работник", "храбрец, удалой человек", "лесник", "свободный человек", "одинокий человек", …эпитет Ильи Муромца, самоназвание военизированной прослойки россиян. Этимология этого слова, вероятно, восходит к индоевропейскому корню "КАS" - "отделить, отрезать, резать, долбить" с суффиксом относительного прилагательного "АК" и является отражением, консервантом военной тактики арийских племен (предков германцев, иранцев, славян, хинди). Во главе особых воинских команд стоял АТАМАН - отец мужчин, воинов (в древних европейских языках, греческом, хеттском слово АТА, АТТА означало "отец" и корень сохранен в русском "от - ец", а МАН означало "мужчина, человек, воин" ). Казачество в России сохранилось благодаря географическому фактору и необходимости борьбы со степняками. По завершении многолетних переговоров с казахами о Российском покровительстве было решено на границе со Степью в устье реки Орь построить город Оренбург. Для снабжения его товарами, провиантом, боеприпасами в марте 1735 г. заложили Верхнеяицкую пристань; по дороге к ней со стороны Екатеринбурга запланировали построить придорожные крепости: Кизилташскую в истоке реки Течи, Аргазинскую, Чебаркульскую, Карагайскую и Уйскую, поставить в них гарнизоны из служилых татар и драгун. После прохождения первого обоза к пристани по древней дороге Аргаш, через редкие летние коши, башкиры, увидев черноту от колеи тысячи телег на земле, обратились к В. Н. Татищеву, помощнику руководителя Оренбургской экспедиции, о переносе маршрута обозов на старинную Степную дорогу, на которой возникли в 1682 г. Теченская слобода, где жили государственные крестьяне, и после 1709 г. - самая большая деревня этой слободы на переправе Брод Калмацкий на реке Тече. В 1736 г. В. Н. Татищев приказал деревню превратить в Бродокалмацкую крепость. От современного села Бродокалмак Степная дорога тянулась на брод Акташ, он же Улутуп на реке Миасс, мимо Селябского бора на устье Коелги и далее к верховью Уя и Яика (так раньше именовалась река Урал). Решили строить придорожные крепости "позади башкирских жил" до пристани на Яике. Для обслуживания обозов предложили императрице Анне Иоанновне разрешить набрать и поселить в крепостях тысячу крестьян. В феврале 1736 г. императрица подписала указ, на основании которого заложили Челябинскую, Миасскую крепости во второй половине 1736 г. и Еткульскую в июле 1737 г. На жительство в городовые казаки к апрелю 1740 г. записалось 588 семей государственных крестьян дворцового ведомства (подати шли на содержание царской семьи и флота) и черносошных крестьян; около 10 глав семейств объявили себя беглыми помещичьими крестьянами или детьми городовых казаков. По традиции новоиспеченных городовых казаков подчинили властям крепостей. Руководящий состав набрали из городовых казаков с берегов Волги, в Челябинск прислали Ивана Савастьянова. Исетская провинция была огромна, руководить воинскими силами, включая созданный со штабом в Челябинске Оренбургский полк, было из Оренбурга практически невозможно. Руководил полком и городовыми казаками воевода Исетской провинции. По штату 1748 г. в крепостях числилось 1380 человек. 25 февраля (по старому стилю) 1754 г. по указу Военной коллегии казаков Исетской провинции объединили в автономное Исетское казачье войско в составе Оренбургского казачьего войска. Первым атаманом был назначен сотник П. М. Ивлев из волжан. Исетские казаки получили небольшое пополнение из Оренбурга. По учету 1742 г. в Миасской крепости было 32 казака, в остальных крепостях, кроме 11 ссыльных казаков, поселенцы числились крестьянами. Особою строкою по крепостям выделено 186 лишних рекрутов Оренбургского полка, определенных уже в казаки, остальные крестьяне, поселившиеся домами на правах городовых казаков, ждали указа о зачислении. Всего в списке 1128 служилых, в т. ч.: в Миасской - 167, Еткульской - 206, Челябинской - 388, Чебаркульской - 306, Верхнеяицкой - 1. Некоторые потомки казаков Миасской крепости до сих пор считают себя донскими по происхождению и имеют фамилии донского происхождения. Например, Заплатины. Очевидно они из числа казаков маленького Хоперского войска в Оренбурге; часть казаков поселили в Миасской крепости - самой первой на Степной дороге в качестве обслуги обозов. В 1796 г. в крепости Оренбуржья сослали 141 семью (536 человек) донцов, из них 97 семей определили на поселение в крепости от Кизильской до Звериноголовской. По разным причинам осели они двумя поселениями около Троицкой крепости. К исетским казакам относились служилые Миасской, Челябинской, Чебаркульской, Еткульской, Еманжелинской, Кичигинской, Коельской, Черноозерской и Уйской крепостей. Они несли пограничную службу в крепостях и редутах Уйской и Верхнеяицкой пограничной линии вместе со служилыми башкирами и мещеряками. Они же в начале XIX в. стали новоселами-казаками в этих поселениях вместе с семьями отставных солдат и офицеров. Казаки Уйской, Санарской и Чистоозерской крепостей были постоянным резервом ближайших Троицкой, Степной и Петропавловской крепостей. Казаки делились на получающих кошт (оплату, провиант, фураж) и бескоштных. Вторые были нищетой и активными участниками по этой причине пугачевского бунта. В дальнейшем довольствие получали все казаки во время командировок. Главным же источником существования казаков были земледелие, животноводство, рыболовство, охота, промыслы. По зажиточности они уступали государственным крестьянам - сказывалось исполнение казачьих служб. Несли караульную службу казаки и в крепостях по месту жительства, сопровождали обозы, важных персон, почту и т. п. По указам 1744 г. канцелярии Исетской провинции "О казачьих заимках для содержания скота и о помощи проезжим" и "О строительстве мельниц и договорах о земле" по дорогам и при водяных мельницах появились казачьи заимки, часть их превратилась в деревни и носят имена, чаще фамилии, первопоселенцев крепостей, многие из них сохранились. Так в 1795 г. к Миасской крепости относились деревни Старикова, Ильина, Сафонова, Устьянцева, Худякова (две), Канашева, Шибанова, Манойлова (Есаулка на оз. Сугояк), Пашнина (две), Харина, Лыкова, Адишева, Поздеева (Лесной), Анфалова, Кирилова (село Пашнино), Толмачева (Черкасова), Коптеева в пределах современного Красноармейского района; к Челябинской крепости относилась 41 деревня: Шершнева, Смолина, Исакова, Синеглазова, Сухомесова и другие - ныне старинные поселки Челябинска. Каштак и Першино числились крестьянскими, правда в Першино было несколько казачьих дворов. 23 деревни имела Еткульская крепость, Уйская - 8 деревень с русским населением и 11 деревень самовольно осевших служилых башкир; Коельская - 10 русских да Казбаеву и Алекашеву - башкир; Кичигинская крепость - доживших до наших дней Хомутининскую, Дуванкульскую и Ключи. В 1803 г. Исетское войско ликвидировали - все казаки стали оренбургскими. В казаки стали зачислять пленных французов, государственных крестьян и отставных солдат, поляков, башкир и т. п. Потомки же автономного Исетского казачьего войска выделяли себя и помнили о прошлом, которое обрастало легендами. Были среди первопоселенцев и крестьяне из Исетского острога - самого большого до XVIII в. опорного пункта в пограничье Зауралья со Степью. В остроге имелись беломестные исетские казаки. Были беломестные багарякские и теченские казаки. Таким образом, легенда о древности исетских казаков родилась не на пустом месте. В. В. Поздеев МАШИН М. Д. Первые шаги русской колонизации Южного Урала // Из истории родного края: Оренбург. казачье войско / М. Д. Машин. - Челябинск, 1976. - С. 35 - 40. Об образовании яицкого и исетского казачьих войск. ДЕГТЯРЕВ И. В. Исетские казаки: миф и реальность / И. В. Дегтярев // Восьмые Бирюковские чтения: Тез. докл. - Челябинск, 1988. - С. 190 - 191. ДЕГТЯРЕВ И. В. Исетские казаки: миф и реальность / И. В. Дегтярев // Челяб. рабочий. - 1993. - 22 июля. ЧЕРНАВСКИЙ Н. М. Материалы к истории Челябинска / Н. М. Чернавский. - Челябинск, 1993. - 74 с. С. 19 - 20: Об образовании Исетского войска. ИСТОРИЯ казачества Азиатской России: В 3 т. Т. 1. ХVI - первая половина ХIХ века / Редкол.: Н. А. Миненко, И. В. Побережников. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 316 с.: ил. С. 48 - 49: Имеются сведения об исетском казачьем войске. КАРЕЛИН В. Г. Долина реки Мияс накануне основания Челябинска / В. Г. Карелин // Челябинску - 260 лет: Тез. докл. краевед. конф., посвящ. юбилею города. - Челябинск, 1996. - С. 21 - 27. Упоминаются исетские войска. ШИБАНОВ Н. С. Урал - казачий край / Н. С. Шибанов // Российское казачество от зарождения до ХVIII века: Кн. для учителей и учащихся / Н. С. Шибанов. - Челябинск, 2000. - Часть 1. С. 100 - 115: Исетские казаки. * * * НИКИТИН Н. И. О традициях казачьего и общинного самоуправления в России 17 в./ Н. И. Никитин // Известия СО РАН. Сер. История, философия и филология. - 1992. - N 3. - С. 3 - 8. ПОЗДЕЕВ В. В. Исетские казаки: (К вопр. о времени возникновения термина) / В. В. Поздеев // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. - Челябинск, 1996. - Вып. 1. - С. 177 - 184. ПОЗДЕЕВ В. В. На заре туманной юности: (По следам челяб. топоним. легенд) / В. В. Поздеев // "Челябинск в прошлом и настоящем": Материалы науч.-краевед. конф. - Челябинск, 2001. - С. 19 - 23.

Ответов - 0



полная версия страницы