Форум » » Стародубский казачий полк » Ответить

Стародубский казачий полк

dankovkazak: Пусь В.М. учитель общественных дисциплин МОУ «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа Стародубского района Брянской области «Эх, ореховое седелечко Конь ты мой вороненький Как поехал на Украину Казак молоденький» (из казачьей песни XIX века с. Чубковичи – Пусь С.М.) В последнее время на территории Брянской области активизировалось движение казачества. Местное население воспринимает это как благо. Казаки известны своими хорошими качествами: трудолюбием, дисциплиной, порядком, отвагой, патриотизмом, своей непреломляемой гражданской позицией. Об истории возникновения Стародубского казачества имеется несколько статей краеведа Бабодея В.Д.[1,2], Емельяненко Н.Д.[4;13], Поклонского Д.Р.[6]. Но подход к изучению истоков и истории должен быть всесторонним, а не однобоким, как зачастую было сделано ранее. В данном исследовании впервые будет сделана попытка проследить ход становления казачества на Стародубщине, а также показана современная жизнь Стародубского полка. 1. Истоки казачества. Датой отсчета Стародубских казаков можно считать 1589г. В апреле этого года Федор Иванович писал путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву[7], чтобы он … с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле [Степь – Авт.] и Донец [против крымских татар – Авт.]. Но познакомились жители Стародуба с казаками (так называемым «вольным гуляйством») из Речи Посполитой, которые в 1574 г. сожгли г. Стародуб во время Ливонской войны под руководством пропольских атаманов Франциска Суки и Микиты Бируля [3]. Уже в 1603г. в Северской земле появились казаки под руководством Хлопка Косолапа. В ее составе были и «Стародубские и комарицкие гультяи», т.е. разбойники. [Авт.] Только эти сведения изменяют существовавшие до этого мнение о возникновении Стародубских казаков после указа польского короля Сигизмунда III от 1620г. о даровании Магдебургского права г. Стародубу [1,2], а также «мирный характер» Стародубских казаков [1,2] . Настоящие же истоки Стародубских казаков уходят глубоко в историю. Можно предположить, что их предками были: а) «черные клобуки», торки несшие службу на границах; б) потомков касогов, поселившихся в XI веке на севере Черниговщины (историк Ян Потоцкий); в) от коренного населения этих территорий северян (предков ославянившихся легендарных савиров, севрюков). (Л.Гумилев); г) сиверской вольницы, наподобие запорожской (Костомаров Н.И.). Истина находится где-то посредине этих теорий. Стародубский край в XVI в. потрясали многочисленные государственные переходы, грабежи, волнения, безвластие. Казачество видимо зародилось там, в ходе естественного процесса жизни пограничных территорий. Стоит отметить и особенность Стародубской народности, которая с XV в. и до сих пор считает себя ни великороссами (москалями), ни украинцами (хохлами), которые в свою очередь называют их казако-коцапами). В зарождении казачества сыграли свою роль «гуляйство», т.е. вольницы. Все они состояли в казачьей армии, появившейся у Лжедмитрия II в г. Стародубе. Окончательно документально закрепил, оформил и постарался перетянуть польский король Сигизмунд III в своем указе 1620г., население г. Стародуба. 2. В борьбе за независимость. По итогам Деулинского перемирия г. Стародуб в 1518г. отошел Польше, в состав Смоленского воеводства. 15 февраля 1620г. король Сигизмунд II направил в г. Стародуб жалованную грамоту с дарованием ему вольностей Магдебургского права. По нему Стародуб имел свой герб, печать, знамя, суд, городское самоуправление. Войт (т.е. мэр) избирался горожанами и утверждался королем, ему помогали лавники - пожизненные присяжные (судьи уголовных дел), а также бургомистры и занимавшиеся налогами, доходами и гражданскими делами. Городом управлял магистрат, а ремесленники были объединены в цехи. Такое гражданско-правовое устройство сохранялось на Стародубщине долг, почти до конца XVIII века. Для обороны городской земли король направил жителям «привилей стародубской казацкой хоругви», где им давались различные имущественные и правовые привилегии. Тем самым, сделав попытку сделать «мирных, оседлых, местных казаков» в количестве сотни («хорогви»), так называемых не реестровых. Тем самым, он подрывал авторитет казаческого движения. Но ни что не могло удержать народ от выступлений. Издевательства шляхты, попытка искоренить православие унией с помощью смоленского епископа А.Квашнина-Золотого и многое другое подняло народ на борьбу против поляков. В 1648 г. запорожцы во главе с Богданом Хмельницким без боя войдут в Стародуб. С этого времени стародубцы будут постоянно поднимать восстания и бороться с Речью Посполитой. За годы восстаний и русско-польской войны многие жители (мещане, ремесленники и крестьяне) «записывались в казаки». Многие участвовавшие в этих войнах стали считать себя «по духу» вольными казаками, благо ситуация позволяла. Таким образом, к концу XVII века почти все население Стародубщины стало считаться казачьим по сословию. 3. Стародубский территориальный полк. После Зборовского мира 1649г. король Ян Казимир распространил власть гетмана и на северские земли. 8 января 1654г. Малороссия после Переяславльской Рады воссоединилась с Россией. На освобожденной территории распространилось традиционное казачье полковое административное управление. Полками назывались определенные части Малороссии. В1654г. был образован Стародубский полк, который до 1663г. входил в состав Нежинского полка, под управлением наказных полковников. А с 1663г. был создан отдельный Стародубский полк (один из 10 малороссийских) во главе с полковником Петром Прославцом. Территориально он делился на 10 сотен: полковую (Стародубскую), Почепскую, Бакланскую, Новоместскую, Мглинскую, Новгород – Северскую, Топальскую, Шептаковскую, Попогорскую и Бобовицкую (две последние вошли позднее в состав земель Киево-Печорской лавры) и разные волости. Во главе полка стоял полковник подчинявшийся гетману Малороссии, во главе сотен были сотники, в административном судебном управлении им помогала казацкая старшина, бунчуковые товарищи, полковые обозные, полковые и сотенные судьи, писари, есаулы и т.д. Действовал магистрат и управление на основе грамоты 1620г. по Магдебурскому праву. За более чем вековую историю полком управляли различные люди. Самыми известными полковниками были: Петр Рославец, братья Самойловичи, Лукьян Жоравко,Иван Скоропадский, Павел Полуботко, Петр Миклашевский, Яков Завадовский. Концом этого порядка явилось грамота Екатерины II 1785г., согласно которой вся бывшая казачья старшина была уравнена в правах с дворянами всей России. В 1781г. было отменено гетманство на Украине и полковое деление. С 1782г. Стародубский полк был упразднен, став уездом Новгород-Северского наместничества Малороссийской, а 1802г. Черниговской губернии. Военные части были переведены в кирасирские, драгунские и гусарские полки. Более подробно об этом Стародубском полке можно прочесть в книгах историка XIX века А. Лазаревского [5]. В заключении истории казаков давней поры стоит отметить, что после отмены полкового деления казачье сословие продолжало жить и существовать в нашей местности. Часть их разными путями снова «попала» в крестьянство и мещанство. Но вплоть до гражданской войны 1918 -1921 гг. в Стародубском крае во многих селах встречалось упоминание о деятельности двух самоуправляющихся обществ: крестьянского и казачьего. В каждом имелись свой староста, полиция, суд и управление. Наибольшее количество казаков в начале XX века проживало в следующих населенных пунктах Стародубского района: с. Чубковичи, с. Азаровка, с. Курковичи, с. Левенка, с. Мохоновка, д. Камень. Даже не имея своей территориальности и зачастую находясь в небольшом количестве, они не теряли своей истории, традиции, духа, а продолжали трудиться и служить во имя своей Родины – России. 4. Краткая история Стародубовского (Стародубского) полка. Кроме Стародубского территориального полка, существовал и одноименный военный полк. С созданием регулярной армии начали появляться и военные полки. Для большей жизнеспособности их приписывали к определенной местности, которая давала новобранцев и всячески способствовала службе. В начале XVIII века был создан Стародубовский (Стародубский) полк. Уже в 1709г. он участвовал в разгроме войск Карла XII под Полтавой, находясь под командованием Гаврилы Семеновича Кропотова. Полк был обычно расквартирован в г. Стародубе. в 1764 -1783 гг. он был расформирован и потом снова возрожден. Стоит отметить, что Стародубовский полк не полностью состоял из местных казаков и жителей (особенно в XIX веке), хотя именно они образовали первоначальный его состав. Полк участвовал во всех крупных войнах России XVIII – начала XX веков. Особенно он отличился в начале своей истории в русско-турецкой войне 1789-1791 гг.. Сам А.В. Суворов отмечал в своих записках: «молодцы стародубцы …оказали себя храбрыми и мужественными подвигами …». Отличился полк в боях у гг. Галац, Фокшаны, у реки Рымник и штурме крепости Измаил. Стародубский полковник Томатис возглавлял одну из колонн штурмовавших неприступный Измаил, бесстрашно передавал приказы на передовую ординарец А.В. Суворова – Яков Собалевский, храбро сражались многие простые стародубцы. Через несколько лет полк находился в тяжелейших итальянском и швейцарском походах 1799 – 1800 гг. После короткой передышки Стародубовский полк снова участвовал в войне с Турцией 1800 -1812 гг. Наши воины храбро сражались у города Куй – Бей , г. Базарджик, у г. Шумла. За героизм в этих боях полк наградили особым штандартом, Георгиевскими трубами, всех рядовых наградами и стали называть «двенадцатый Стародубовский Его Императорского Высочества принца Ольденбургского». Затем грянула Отечественная война 1812г. Стародубцы находились в составе 3-й армии Тормасова, где наиболее отличились в Кобринской баталии, сражениях у г. Городечно, у реки Березины. После изгнания армии Наполеона из России полк был в заграничном походе, где участвовал в «битве народов» под Лейпцигом и взятии Парижа. В 1831 -1832 гг. стародубцам пришлось выполнять неприятную миссию подавления польского восстания. Последним блеском храбрости полка стала русско – турецкая война 1876-1877гг. в сражениях у г. Рущук и г. Батаницы. За всю историю своего существования он много раз менял свои наименования, был: карабинерным, кирасирским, драгунским полками. В 1882г. полк стал называться 34-й драгунский. В начале XX века Стародубовский полк участвовал в сражениях на фронтах Первой мировой войны, а затем в 1918 -1920 гг. в составе армии Деникина против советской власти. В 1920г. он прекратил свое существование [8;9]. 5. Общественная организация «Стародубский казачий полк» (СКП). В 1994г. в г. Стародубе была создана инициативная группа, которая начала работу по возрождению казачества на Стародубщине. В нее вошли Белов В.В., Лякун П.Ф., Миронов А.М., Таланин А. Белов В.В. был послан к лидеру Союза казаков России Алмазову за помощью в создании организации. Затем инициаторы «подняли» записи метрических книг дореволюционного времени, около 15 приходов Стародубского уезда. Из них были выбраны сословные казачьи фамилии и опубликованы в местной печати. К инициативной группе стали приходить интересующиеся люди. Одновременно началась работа над созданием Устава общественной организации [10]. 21 августа 1994г. в г. Стародубе состоялся первый круг казаков Стародубщины. На нем было принято решение о создании общественной организации «Стародубский казачий полк», принят разработанный Устав и выбрано атаманское правление. Первым атаманом СКП был избран Белов В.В. , полковым писарем Лякун П.Ф. , председателем Совета стариков Шакун Н.Д. Организация СКП входит в состав Западного Особого казачьего округа во главе с нашим земляком Зайцевым В.Ф. и в общероссийскую организацию Союза казаков России. Патриотическая работа по возрождению казачества проводилась инициаторами и в других районах Брянщины. На сегодняшний момент СКП территориально и административно состоит из 10 сотен: Стародубской полковой (атаман Дебольский П.Ф.), двух Унечских (Лебедев И.М.), Суражской (Зима В.Н.), Погарской (Цыганок П.А.), Трубчевской (Бурый В.), Брянской (Волков М.), Московской (Зайцев В.Ф.), Почепской, Стародубской молодежной, Ярцевской (Смоленской обл.) и Климовской станицы. Сотни делятся на курени. Например в Стародубской сотне их 6 городских и 8 сельских в с. Елионка,с. Остроглядово, с. Пятовск, с. Меленск, с. Новомлынка, с. Мишковка, с. Алейниково и Ломаковка, с. Азаровка и Курковичи. Справедливости ради, стоит отметить, что данное деление можно считать условным, так как никогда на Стародубщине не было куреней, а были лишь курные избы. На нынешний момент атаманом СКП с 1997г. является Миронов А.М., Почетным атаманом Белов В.Ф., Походным атаманом Емельяненко Н.Д., полковым писарем Лякун П.Ф. После принятия закона РФ «О казачестве» в 2005г. был переработан Устав СКП. Сейчас эта организация остается по-прежнему общественной организацией, в отличие от реестрового казачества юга России. Но по новому закону и новому Уставу Стародубские казаки все же могут нести государственную службу от лица СКП. Эта организация старается быть опполитичной, не вовлекая себя в политическую жизнь Брянщины и России, хотя это удается не всем сотням. В течение нескольких лет Стародубский полк создал свои отличительные атрибуты. Согласно Уставу каждая сотня может определять свой фасон и цвет одежды и отсюда некоторая пёстрость костюмов, так Унечская, Трубчевская и Погарская сотни имеют форму Войска Донского; Стародубская и Брянская зеленого цвета, а Московская и Суражская синего цвета, общими остались лишь алый цвет лампас и шеврон СКП. Нужно отметить, что эти формы являются одеждой участников общественной организации, но не являются традиционной казачьей малороссийской формой, что очень жаль. Знаменем СКП является Российский Флаг в центре которого помещен герб г. Стародуба ,а по углам расположены четыре золотых сокола – символ сотен полка стремящихся к единству, на обратной стороне знамени изображен православный крест. Все казаки носят погоны соответствующие их воинским общеармейским званиям, либо получившие их по приказу атамана до чина есаула. В 2004г. были разработаны памятные ордена в честь «350-летия Стародубского полка». Они делятся на три степени низшая – голубой крест для новобранцев, первой степени – синий для ветеранов – СКП и высшей степени – белый для Почетных гостей. На шевроне, орденах и печати СКП имеется изображение: креста символа времени, год создания -1654г., сабель – как символа защиты, три листочка дуба – символ трех славянских народов и желудь – как надежда на единение, единую историю, дух и культуру, а также изображение каравая и рушника, представляющие хлебосольность Стародубских жителей [10]. Чем же занимается данная организация и казаки, которых насчитывается около тысячи человек (мужчин)? Прежде всего, идет пропаганда казачества среди всего населения Брянщины, хотя некоторые из казаков неактивны в этом плане. Большинство Стародубских казаков работают простыми тружениками: колхозниками, фермерами, учителями, деятелями науки и культуры. Казаками они ощущают себя в душе и вере, находя многое общее друг с другом. Особенно активно казачество во время культурных мероприятий проводимых в нашей области: Монумент Дружбы, День Победы, День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. Участвуют в различных концертах и работе подворий. Часть казаков входит в организацию «Поиск» г. Брянска (руководитель Соболев А.А.), занимающеюся восстановлением исторической картины событий Великой Отечественной войны на Брянщине и перезахоронением погибших советских солдат. Существует несколько фермерских хозяйств области, среди них наиболее известное - казачья сельхозартель в Суражском районе с. Ляличи. Казаки всех сотен помогают православной церкви в восстановлении храмов и возрождении православия на Брянщине. В 1996г. усилиями казаков СКП и Брянской епархии был отреставрирован и открыт полковой казачий собор – Рождества Христова в г.Стародубе. В с. Костеничи Суражского района была построена часовня на средства казака Осипова. И таких примеров много. Стародубские казаки являлись участниками Всероссийского крестного хода в 2003г., проходившего на Брянщине. В 2004г. СКП торжественно отметил 350-летие Стародубского полка. Был возложен памятный камень в парке г. Стародуба, проведены юбилейный круг и многочисленные праздничные мероприятия, на которых присутствовало множество гостей из различных частей России, а так же Белоруссии и Украины. Полковой круг традиционно проводится 19 августа в церковный праздник – яблочный Спас. Открывается молебном и неофициальным гимном полка: «Над Диким полем ворон кружит, трава ковыль горит». На последнем круге 19тавгуста 2006г. в г. Стародубе было принято решение о создании особого казачьего округа на безе СКП и рождении межгосударственной общественной организации «Северское братство» [10] . В эту организацию вошли казачьи формирования Брянской, Гомельской и Черниговской областей. «Северское братство» создается с целью укрепления братской дружбы между славянскими народами – русским, украинским, белорусским (П 2.1.) и призвана противодействовать всеми законными средствами силам, действия которых направлены на подрыв доверия и разжигания вражды между этими народами (П2.2). Из других направлений деятельности СКП следует отметить просветительскую работу стародубских казаков: творчество Воропаева А.С. , Лежнева М. Р., Поклонского Д.Р. и др. Проводиться огромная работа с молодежью, по становлению ее правовой и гражданской позиции. Все мероприятия проводятся только на добровольные пожертвования казаков и спонсоров [10]. 6. Кадетский (казачий) класс. Еще до создания кадетского класса в СКП проводились индивидуальные попытки работы с молодежью. Ярок пример подвижнической деятельности с. Мохоновка Чугунова Валерия. Он в 1997 -1998гг. в своем селе организовал полусотню и добровольный казачий класс. В нем проводилась военная подготовка, верховая езда и военно-патриотические мероприятия. К сожалению, с уездом этого казака данная организация перестала существовать [10]. В феврале 2006г. по инициативе походного атамана СКП Емельяненко Е.Д. , сотника Стародубской сотни Дебольского П.Ф. и членов атаманского правления было решено создать кадетский класс[11]. Он образовывался на основе молодежной сотни. Эта сотня появилась в ноябре 2005г. по инициативе Емельяненко Е.Д. В нее вошли около 20 -30 юноши 15-ти , 17-ти лет из числа старшеклассников школы №2 г. Стародуба и ПУ- 23. Атаманом ее был избран Советников Валерий. В феврале 2006г. молодые казаки присягнули на верность казачеству в здании городской администрации и провели молебен в Полковом соборе. В кадетский класс вошло 16 мальчиков 13-ти – 17-ти лет. занятия проводились на базе психологического центра г. Стародуба в вечернее время с 18.00 до 20.00 (три – четыре раза в неделю). По выходным дням с ребятами проводилась строевая и физическая подготовка на базе школы №1 г. Стародуба. Целью при создании этого класса являлась передача казачьих и военно-патриотических традиций молодежи, воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и становлению гражданской позиции. Наставником кадетов был выбран майор в отставке Маширов С.Б. , преподавателями были офицеры СКП (в основном атаманское правление), работники МЧС,МВД, погранвойск и спортивного клуба «Парашютист». Преподавались: История казачества, казачьи традиции, история русской, советской армии и т.д. Проводились уроки Закона Божьего – настоятелем Храма Рождества Христова священником отцом Олегом. Все преподаватели работали безвозмездно, в свободное время. Члены кадетского казачьего класса активно участвовали в культурной жизни района и области. в мае 2006г. для них проводились трехдневные военно-полевые сборы в районе с. Новомлынка. Там ребята на практике обучались строевой и верховой, огневой и тактической подготовке. Летом – осенью 2006г. кадеты добровольно и безвозмездно помогали в строительстве часовни св. Георгия Победоносца в честь русского воинства в г. Стародубе. Будущее этого класса туманно, так как вся работа проводилась бесплатно по инициативе казаков и фактически без материальной базы. Но казачьи кадеты даже за год обучения изменились, повзрослели, возмужали, стали по-другому относиться к своей истории и культуре. Произошло боле полное становление их как личностей и полноправных граждан России. 7. Детский образцовый казачий ансамбль «Веселый экипаж» г. Стародуба На Брянщине существует несколько творческих коллективов из числа казаков ил казачьей направленности: Суражский казачий ансамбль, «Вольница» и «Родники» г. Брянска. В 1995г. атаман СКП Миронов А.М. предложил работникам музыкальной школы г. Стародуба Лейкиной Р.З. и Сидоровой Е.В. создать казачий ансамбль, что было ими воспринято с инициативой. Так местный эстрадный коллектив «Веселый экипаж» стал создаваться как казачий, оставшись со своим старым названием [12]. Несколько лет ансамбль работал только под эгидой СКП. Коллектив был частично экипирован со средств полка. Оплачивались поездки и работа руководителей. Затем он перешел в сферу городского отдела образования и культуры. «Веселый экипаж» работает по нескольким направлениям: вокал, эстрада и танец. Это единственный в Брянской области образцовый казачий ансамбль. Несколько раз своими выступлениями со сцены колонного зала Дома Союзов он покорял жителей г.Москвы. «Веселый экипаж» за свою десятилетнюю деятельность многократно становился лауреатом и дипломантом различных казачьих фольклорных конкурсов, а так же творческих мероприятий в области и районе. Этот детский ансамбль и его руководители являются традиционными и постоянными участниками всех культурно-массовых мероприятий в Стародубском районе и Брянской области. Он имеет множество грамот, благодарностей, дипломов и благодарственных писем. При ансамбле работает студия с семилетним обучением, в ней преподается около десяти предметов: история России и края, хореография, ритмика, начальная военная подготовка,, гимнастика, акробатика, вокал, эстрадный и народный танец, но основным предметом конечно же является казачий танец и пляска [12]. Обучение проводиться бесплатно за исключением родительской платы при создании новых костюмов. Сам детский коллектив включает в себя около 70 человек: 50 мальчиков и 20 девочек разных возрастных групп. По окончанию обучения выдаются свидетельства. «Веселый экипаж» поддерживает тесную связь с СКП и казачьим кадетским классом, члены которого участвуют в работе ансамбля. Этот коллектив участвует в традиционных молодежных сборах в Почепской сотне в летние каникулы на базе пансионата Красный Рог. Трудно представить, что всю эту трудоемкой и огромной работой руководят две женщины. Стародубцы горды за свой ансамбль и как и сами его участники за свой казачий коллектив, который позволяет всесторонне развиваться личности ребенка и становиться настоящим гражданином и патриотом России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Участие в СКП, в казачьем кадетском классе и «Веселом экипаже» является добровольным. Эти организации просто необходимы для разновозрастных людей, объединившихся идеей возрождения народных традиций и культуры, в частности малороссийского Стародубского казачества. Казак сейчас это не сословие, а состояние души. Здесь, по-моему, не должно быть ограничений из-за отсутствия формы или других внешних атрибутов. Главными качествами должны выступать вера, любовь, патриотизм и уважение к своему прошлому и предкам, надежда на возрождение сильного и богатого отечества. Эти организации способствуют становлению в среде молодежи и среди взрослых идей патриотизма и веротерпимости и культуры. Они различными способами воспитывают и развивают своих участников как полноценных граждан России. ЛИТЕРАТУРА 1. Бабодей В.Д. Зарождение казачества на Стародубщине.// Материалы научно-практической конференции. Брянск 2004. 2. Бабодей В.Д. Истоки Стародубского казачества. // «Вести города Стародуба». №11 -2006. 3. Воропаев А. Стародуб. Казаки. Вечная граница. М.,2004. 4. Емельяненко Н.Д. Стародубские казаки: кто они?// «Стародубский казачий вестник» 21.08.2004. 5. Лазаревский А.М. Описание старой Малороссии. Полк Стародубский. Т.1.Киев. 1888г. 6. Поклонский Д.Р. Стародубская старина. Т.1-3.Клинцы,1998-2005. 7. Соловьев С.М. История Российского государства. М.,1991. 8. Слюнченко Ю.П. Стародубский полк: марш в два века.// «Пересвет» №11-1992. Брянск. 9. Пусь В.М. Краткая история Стародубского полка. //«Стародубский казачий вестник» 21.08.2004. 10. Запись беседы с полковым писарем СКП Лякуном П.Ф. 10.09.2006 г.Стародуб. 11. Запись беседы с атаманом стародубской сотни СКП Дебольским П.Ф. 31.08.2006 г.Стародуб. 12. Запись беседы с руководством ансамбля «Веселый экипаж» 15.09.2006. г. Стародуб.

Ответов - 2

Dimych: Огромное спасибо Пусю В.М. за проделанную работу. Я живу сейчас в Беларуси, однако было очень интересно почитать про своих предков, про те места в которых когда-то рос. Хотелось бы узнать координаты энтузиастов, которые занимаются именно историей и сохранением традиций Стародубского казачего полка. Хотелось бы связаться с этими людьми и попытаться узнать про своих предков, потому что осознаешь что знаешь так немного...

dankovkazak: Добрый вечер! Хорошо, попробую найти Вам координаты стародубцев.



полная версия страницы