Форум » » Казацкое прошлое Курского края » Ответить

Казацкое прошлое Курского края

dankovkazak: Казацкое прошлое Курского края Николай ЛЕВЕРОВ «...а который в жалобище или суде лжет и составит ябеду, ино того казнити торговаю казнью, да нагтисати в казаки в украйные города Севск и Курск...» Эти слова из указа Ивана Грозного лишний раз подтверждают мою мысль, что все-общее русское казацкое воинство как таковое родилось и сформировалось на курской земле. И пусть читатель не обессудит, что я все упрощаю до восприятия этого экскурса через свое «я» и порой выдаю свои «домыслы» за достоверность, однако хочу верить, что без полета мысли и доли фантазии не может быть и четкой аргументации даже многотом-ных, научных трудов. Поэтому пробелы в исторических подлинных материалах я, с по-зволения читателя, обобщу, расскажу и прокомментирую как общеизвестные факты. Итак, начнем экскурс... Курское казачество берет свои истоки как от приборного, то есть принудительного зачисления в казаки, так и в вольном становлении. Это мы сейчас увидим... В лето 1185 от рождения Христова в двадцать третий день апреля, как известно, отправился в поход Игорь Святославич, чтоб отмстить «неразумным» половцам, как ока-зал бы классик, переиначив время события. С ним были, и это тоже известно, куряне. Так ют, на мой взгляд, эти «волки»-кмети и были первыми представителями казачества, прав-да, только в прообразе, потому что само слово «казак» тюркского происхождения и при-шло к нам, надо полагать, с татаро-монголами. «Кзы-ак» — краснобородый, дословно, хотя есть и другой перевод — «человек с лошадью». Но я склонен к первому. Это был воин передовых, штрафных, сказали бы, от-рядов, первыми завязывавших узел битвы. Либо они служили разведчиками, если сраже-ния не намечалось. У Субудай-богатыря, первого из лучших военачальников Чингиз-хана, насчитывалось около четырех тысяч кзы-аков... И цены им не было. Русские по достоинству оценили «самурайскую» самоотверженность и львиную храбрость краснобородых захватчиков, к тому же спаянных круговой порукой. «Один — за десятерых! Девять за одного!»— девиз монголо-татарского войска, Струсил один — лег весь десяток, то есть отделение, если перевести в нынешние исчисления подразделе-ний. Наш к предки тут же примерили чужую, но «дюже» любую и схожую одежку, на знакомых уже нам кметей, воинов-землепашцев, живших тогда в приграничных районах. А так как кзы-ак для русского уха трудноуловимо, то два эти слова объединили в одно: казак. Так появилось первое упоминание в летописях о «рязанских казаках», несших по-граничную государеву службу еще при Иване III. Почему не курские казаки? — спросите вы, Да потому, уважаемый читатель, ЧТО город наш был сожжен Батыем при его послед-нем походе на Киев и к последнему морю. И более 300 лет был обыкновенным селом. Воз-можно, монастырским, как Коренная пустынь. Там Чудотворная икона Божьей матери явила целебный источник и место убежища изнуренному нашествием, очевидно, бежав-шему от татар курянину, наказав ему открыть это чудо всем русским людям, не потеряв-шим надежды на избавление от агарян диких. Так гласит легенда... Но поскольку в тактику краснобородых отчаюг входили все атрибуты бандитских и разбойничьих нравов и дел, то в народе образ кзы-ака приобрел этот синоним. Казак — значит, разбойник, и поначалу ватаги настоящих разбойников и грабителей, уже русских, стали для краткости обзывать казачками, порой путая смысловое значение между служи-лым людом и уголовниками. Таким образом, еще казачьи войска России, к в том числе донские, называющиеся прародителями всех казаков, были в будущем, а на курской земле они уже прочно держа-ла оборону супротив «поля дикого». Первые русские казаки — курские кмети. Дон засе-лили тоже они, поскольку жили недалече от древнего Танаиса. Так, спрашивается кто был первым донским казаком? Да, я тоже так думаю: «Курянин! Кметь...» Идем дальше... Прошло время Ивана Грозного и Ермака Тимофеевича, при которых казачество об-рело официальный сословный статус и всеобщее признание как стражей и добытчиков земли русской. Оно оформилось как класс и, если хотите, как племя, стоящее наособицу в историческом становлении всего русского народа. Что касается су рек их казаков, то они были признаны в свое время самыми отчаянными и воинственными вольнолюбцами внут-ри страны и верными стражами от внешних врагов. «Нет у царя вора пуще курянина» — бытовала известная на Руси поговорка, а вот что нам говорит летопись: «...а досталные воры и лутчие их промышленники, терские и яицкие, вольские, доньекие и путивль-ские и рылские атаманы и козаки, сели в баяраки и городов себе сделали... и ратные всякие люди к тому городку приступали и, Божией милостию, тех воров взятьем взяли». Это — из грамоты о разгроме войск Болотникова на реке Восме... А что касается отражения нашествий, то белгородский воевода прямо пишет царю: «...выбрав из станиц Оскольских разных конных, оружных лутчих людей...» Ясно, раз-говор идет о курских казаках, так как Оскол — город курский, как: и Белгород. С помо-щью «лутчих» людей этот воевода побил на реке Корени много литовских людей. Остается добавить, что из всех служилых, реестровых казачьих войск, только рыльские, а значит, и все курские казаки, удостоились от царей, кроме жалований, еще и почетного звания «беломестные казаки», то есть безпошлинные и безналоговые (по наше-му понятию — освобожденные от всех денежных повинностей и податей). А также имев-шие право на сохранение за собой белого, то есть пустого,, места в базарном ряду, которое в отсутствие хозяина не имел права занимать никто. На юге курского края развитие казачества шло особенным, своеобразным путем, делясь сразу на два войсковых образования, или приписки казака к войску. Например, Обоянь и Суджа возникла почти одновременно. В этих городах, а также в слободах Белой, Глушково и других (ныне белгородских) районах после воссоединения с Украиной и по-вальным бегством оттуда «черкасских» украинских казаков-хохлов образовались казацкие сотни Сумина полка Слободского войска... «И гетьман у них был свой». Наш короткий экскурс по исконным казацким землям курского края и историче-ским путям его мы закончим банально: «Расширение Российского государства предо-пределило дальнейшее развитие и упадок казачества на русской земле... 600 км от Москвы... Помните «вора-курянина»? Цари тоже помнили... С них довольно было Болот-никова, Лжедмитрия, а также, наверное, и Стеньки с Емелькой. К тому времени на Руси встали на ноги двенадцать войск, так или иначе вольно чувствующих свою значимость и хоть ущемленную до предела, призрачную, но все же независимость. Казаки стали счи-таться вольностями и заслугами с дворянами и не ставили их ни в грош. А это уже был непорядок. Тем более что на черноземный пирог «раззевали» рты не одни поколения зна-менитых Трубецких, Барятинских и других всесильных магнатов. Курское казачество по своему составу было самое малочисленное среди остальных войск в силу стесненных тер-риториальных пределов и атаманского, централизованного управления не имело, подчи-няясь городскому голове по рдесту жительства. Хотя во многих селах и слободах сельских старост до самой революции называли по-нашему, по-«курско-кацапскому» — ватаманы. Это и другие обстоятельства несобранности и неоднородности в национальной принад-лежности курских казаков послужили причиной расформирования тех частей и гарнизо-нов, где они согласно реестру прохождения несли службу. Начало этому положил царь Петр. Последним толчком к тому было восстание далекой Запорожской Сечи, выступив-шей против расказачивания казаков и превращения их в крепостных. Известно, Сечь с Днепра сбили аж на Кубань к черкесам..., а родственное ему слободское «войско» указом царицы было переведено в подушное население «войсковых обывателей», проще говоря, в крестьян. Те крестьяне-обыватели, кто жил на государевых жалованных землях, стали на-зываться государственными крестьянами, а кто жил на «давальческой» земельке, тот, если сразу не уходил, попадал в крепостную зависимость к «давале» - помещику-дворянину. Потомков же коренных курских казаков, упраздненных Петром от службы, Катенька без обиняков, помня их «верную» былую службишку, когда тысяча из них, почти полк, ушла на Дон, то ли еще к Разину, то ли уже дожидаться Емельяна, поверстала их в однодворцев. Припомнив, наверное, им убийство городского головы Теглева, причем всех скопом и младший служилый люд без разбора, аки пушкари, стрельцы, воротники, кузнецы, а ток-мо и беломестные казачки и даже дети боярские, то бишь хоть и «наимолодший», а все ж «брат-дворянин», имевший от 40 и менее десятин государственной дачи... Однодворцы еще долго потом несли «казацкую» службу в однодворческих, ландмилицких полках вплоть до 1775 года, куда также надо было являться на своем коне и оружно... Потом постепенно казацкая слава курян была забыта под натиском крепостников, а сами они и их потомки, то есть мы с вами, как-то упустили из обихода это грозное и кра-сивое, мужественное и «рыцарское» слово в нашем исконном имени прирожденных сол-дат, и лишь прах истории, осевший в названиях сел, слобод, степей напоминает теперь по-томкам-курянам о бушующей в былых веках славной и достойной уважения казацкой жизни их дедов...

Ответов - 0



полная версия страницы